Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 22:33, реферат

Описание работы

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

Файлы: 1 файл

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

В течение долгого времени  для обозначения людей с ограниченными  возможностями повсеместно использовалось слово «инвалид» (от лат. бессильный, слабый), которое противопоставляло эту категорию граждан здоровым, сильным людям, подчеркивая, что инвалиды – более слабые, а потому менее способные. По сути дела это слово выражало отношение общества к данной категории людей, которое проявлялось в реальной жизни в том, что они не могли решать самостоятельно свои проблемы, участвовать в политической и экономической жизни общества, быть избранными в органы власти наряду со здоровыми и многое другое. Жизнь таких людей полностью контролировалась здоровыми людьми, находилась под их абсолютным патронатом: что здоровые люди решат или захотят сделать для инвалидов, то они и должны принимать. Этим медицинская модель оказывала определенное влияние на законодательство, на социальную политику государства, организацию помощи людям с ограниченными возможностями.

В 60-х годах XX века на смену  медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила  теория психоанализа. Этот новый подход к проблемам людей с ограниченными  возможностями был инициирован  ими самими, когда они стали  объединяться в ассоциации и различные  движения, чтобы отстаивать свои права. В фокусе этой модели находятся не внутренние причины, обусловливающие  ограниченные возможности человека (болезнь, нарушения в развитии и  т. д.), а взаимосвязь между отдельным  человеком и социумом. С этой точки  зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые  существуют в окружающей его среде (архитектурной, социальной, психологической, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здоровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на их собственных условиях, а не путем их приспособления к нормам и правилам жизни здоровых людей. В связи с этим новым подходом в современной зарубежной литературе слово «инвалид» как выражающее социальное притеснение и неравноправие определенной категории граждан теперь не употребляется.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение детей  стало рассматриваться во взаимосвязи  с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С  разработкой таковой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее  социальным ожиданиям поведение  детей и подростков стало рассматриваться  как деформированный процесс  накопления социального опыта, как  результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой  родителей, негативным балансом поощрений  и наказаний, отсутствием любви  к ребенку и другими факторами. Постепенно накапливающиеся неразрешенные  конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено  не только болезненными-процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся.

Теории социальных отклонений, не связанных с физическими и  психическими нарушениями, будут рассмотрены  ниже, при характеристике девиаций.


Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике