Понятие о способностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного  воспитания становятся иногда более  похожими друг на друга, чем в том  случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный  факт тем, что детям-одногодкам, постоянно  находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между  такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих  характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение  о том, что их психологическая  общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать  влияние среды на психическое  и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие  его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

  1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.
  2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено  в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы  установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и  если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что  одним из наследуемых, генетически  обусловленных факторов является тип  нервной системы человека, который  в свою очередь зависит от сочетания  ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы  понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К  числу таких свойств относятся:

  1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
  2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
  3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.
  4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в  дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств  нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . Она включает:

  1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
  2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).
  3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных  исследований, касающихся связи свойств  нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной  системы не предопределяют психические  качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие» .

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой  индивидуальных различий заключается  не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной  системы пути и метода обучения детей  с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане  идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств  его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному  анализу некоторых фактов, свидетельствующих  за и против генотипической обусловленности  индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление  наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних  случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью  обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно  было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако — и это очень  важный факт — ни одно из известных  свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют

Приведенные данные позволяют  сделать вполне определенный вывод  об отсутствии выраженной биологической  и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной  системы человека, но не снимают  другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это  вопрос о генотипической обусловленности  межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических  исследованиях, показывает, что общие  суждения типа «Девочки лучше владеют  речью, чем мальчики», «Мальчики  более склонны к математике, чем  девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят  их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны  к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы всвоем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие  различия возрастного характера  в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей  разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и  психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно  мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто  бы формируют у них психологические  особенности, характерные для людей  противоположного пола, т.е. ведут к  маскулинизации женщин и феминизации  мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных  с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально  обусловленные черты, а не те, которые  можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие  занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные  в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание  для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием  способностей, оказывают на них гораздо  более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые  имеются между людьми разного  пола.

Природа человеческих способностей

До сих пор нами обсуждались  такие способности, которые так  или иначе связаны с биологическими особенностями организма. Упоминались  также социальные способности, биологическую  основу которых пока еще никому точно  установить не удалось. Это — высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и ряд других. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем те, которые имеют явно выраженные биологические задатки и непосредственно зависят от созревания тех или иных органических структур. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

  1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
  2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
  3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
  4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
  5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств  является необходимым для превращения  человека как биологического существа, с рождения располагающего некоторыми элементарными способностями, свойственными  и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее  в себе собственно человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет  развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и  развитие необходимых для этого  способностей (они формируются и  совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего  детства вынуждает родителей  заботиться о развитии у детей  нужных для них способностей, а  впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности  в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве  своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходим^ для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Информация о работе Понятие о способностях