Понятие о способностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

Утверждение о том, что  у человека нет готовых биологических  задатков к развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся полностью  развитыми. Эта основа есть, но также  не является врожденной. Она представлена так называемыми функциональными  органами, представляющими собой  прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и  совершенствование соответствующих  способностей. Формирование функциональных органов у человека становится важнейшим  принципом его онтогенетического  морфо-физиологического развития, связанного со способностями.

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем  превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для  многих человеческих способностей это  развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно  выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической  основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и  достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в  той или иной степени накладываться  друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для  нее органических структур или с  формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится  к дошкольному детству, охватывающему  период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование  работы всех анализаторов, развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень  которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных  способностей активно начинается уже  в дошкольном детстве и ускоренными  темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них  начинает оказывать учебная и  трудовая деятельность. В играх детей  первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия  различными видами творческих игр в  дошкольном детстве приобретают  особое значение для формирования специальных  способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает  комплексность, т.е. одновременное совершенствование  нескольких взаимно дополняющих  друг друга способностей. Развивать  какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого  рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые  одновременно включается человек, выступает  как одно из важнейших условий  комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка  носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию  означает превращение цели соответствующей  деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не^ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Одаренность                                                                                                        Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:

«Одаренность - это общая  способность индивида сознательно  ориентировать свое мышление на новые  требования; это общая способность  психики приспосабливаться к  новым задачам и условиям жизни».

Одаренность - это как  бы природный дар, то наследственно  обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности  в ее единстве, функцией личности. Она  неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Природные задатки организма  сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы  условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней  в полной мере то, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимым от него.

Одаренность проявляется  лишь через своё соотношение с  условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно  выражает внутренние данные и возможности  человека, то есть внутренние психологические  условия деятельности в их соотношении  с требованиями, которые ставит эта  деятельность. Для динамики одаренности  существенное значение имеет оптимальность  уровня требований, выдвигаемых в  ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику  учебная программа. Чтобы стимулировать  развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.

С вопросом о соотношении  одаренности и специальных способностей стоит фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и  специального развития, решение которой  имеет большое значение для детской  педагогической психологии.

В генетическом плане соотношения  между общим и специальным  развитием, а соответственно - между  одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических  понятий является правомерным, однако не следует забывать об их относительном  характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых  зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание  одаренности существенно зависит  от того, какой вес предоставляется  тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением  каждой конкретной деятельности.

Одаренность и способности  людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в  том, что один человек одаренный  в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности.

Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

 


Информация о работе Понятие о способностях