Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:36, реферат

Описание работы

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).

Файлы: 1 файл

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Понятие о технологии конструирования педагогического  процесса

Одним из решающих условий  успешного протекания педагогического  процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе  решения педагогической задачи можно  выделить тесно связанные между  собой виды деятельности учителя, которые  относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств  и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования  педагогического процесса можно  представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).

Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.

Технология конструирования  педагогического процесса не может  быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией  на учащихся, группу школьников и каждого  в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.

Понятие о технологии осуществления педагогического  процесса

Технологию непосредственного  осуществления педагогического  процесса можно представить как  совокупность последовательно реализуемых  технологий передачи информации, организации  учебно-познавательной и других видов  развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования  и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

В соответствии с принципом  органичного сочетания педагогического  руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в  ходе осуществления педагогического  процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих  воздействий со стороны педагогов  и самоуправления своей деятельностью  со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение  собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с  целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Виды деятельности детей и общие технологические  требования к их организации

Человек как субъект труда, познания и общения формируется  в процессе деятельности, которая  обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает  новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления  личности. Как основа здорового бытия  деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был  уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Д. Ительсон).

Всякая деятельность состоит  из операций и действий. Операции - это  процессы, цели которых находятся  не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых  находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического  процесса как раз и заключается  в том, что педагог совершает  переход от управления операциями к  управлению действиями, а затем - к  управлению деятельностью учащихся.

Деятельность всегда имеет  задачную структуру. Любой ее вид  представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода  и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности производны от труда и несут в себе его  главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует себя. Последнее  имеет значение для понимания  механизмов самовоспитания: включаясь  в деятельность, воспитанник формирует  себя как личность, как субъекта своего общего и профессионального  развития. В.В. Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Многообразие предметов  деятельности определяет и видовое  ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:

·  познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает  любознательность, формирует потребность  в образовании, способствует интеллектуальному  развитию и овладению научными знаниями;

·  трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей  в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

·  художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

·  спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой  гигиены жизни;

·  общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую  позицию, приобщает к активному  преобразованию действительности;

·  ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его  проявлениях, подымающая школьника  на уровень субъекта формируемых  отношений;

·  коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено  от предметной цели и когда содержанием  и целью его деятельности является общение с другим человеком как  ценностью.

В разные периоды возрастного  развития содержание деятельности школьников и соотношение ее различных видов  изменяется.

Появление психических новообразований  обусловлено характером ведущего для  того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному  сочетанию всех видов деятельности. Для овладения достижениями человеческой культуры, отмечал А.Н.Леонтьев, каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями.

Отечественной педагогикой  обнаружен ряд закономерностей, обусловливающих организацию деятельности школьников в ходе осуществления  педагогического процесса.

Все виды деятельности, имеющие  общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными  возможностями. Однако каждая такая  деятельность содержит все необходимые  компоненты для усвоения лишь ей соответствующих  знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем  более - все остальные. Поэтому при  организации педагогического процесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

Даже объективно ценная для  общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она  не имеет для них "личностного  смысла" (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

Результатом педагогического  воздействия является формирование у школьников готовности к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его опережающим отражением, цель человека является той силой, которая  как закон определяет способ и  характер его действий и которой  он должен подчинять свою волю (П.К. Анохин).

Развивающие и воспитывающие  возможности деятельности значительно  возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает  интересы и потребности воспитанников (И.П. Иванов).

По отношению к формирующейся  личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены  и не реализованы соответствующие  способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.

Педагогическая инструментовка деятельности должна отвечать ее назначению, потенциальным возможностям учащихся и образовательным задачам. Так, организация учебно-познавательной деятельности, будучи направленной на получение вполне определенного  предметного результата в виде системы  знаний, умений и навыков, основной задачей имеет формирование ведущей  духовной потребности - потребности  в знаниях и активно-положительного отношения к ним.

Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусству, отдельному человеку и т.д.).

Непременным требованием  к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного  переживания воспитанником положительных  эмоций и, главное, чувства удовлетворенности  собой и веры в свои силы и возможности (А.С. Белкин). Не менее важно так  инструментовать деятельность, чтобы  она способствовала планомерному "сдвигу мотива на цель" (А.Н. Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения  и деятельности. Наконец, организация  каждого вида деятельности должна подчиняться  обусловленным его спецификой организационным  правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдение технологических  требований осуществления различных  видов развивающей деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей  схеме:

·  сущность и назначение вида деятельности;

·  содержание данного  вида деятельности и место ее преимущественного  осуществления;

·  возможные формы деятельности;

·  типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;

·  наиболее яркие специфические  особенности деятельности;

·  психолого-педагогические условия достижения воспитательного  и предметного результатов.

Учет технологических  требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации  развивающих видов деятельности детей.

Технология организации  развивающих видов деятельности школьников

Универсальным исходным методом  и основой технологии организации  развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М. Коротова, А.Ю. Гордина и других исследователей.

Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в  связи с изменением самой философии  образования, поскольку всецело  согласуется с принципом приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций [1].

1 См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М. 1974. - С. 64.

Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности  его доведения до логического  завершения, т.е. делает исчерпывающим  по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить  те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности  детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент.

Информация о работе Понятие о технологии конструирования педагогического процесса