Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:36, реферат
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).
Понятие о технологии
конструирования
Одним из решающих условий
успешного протекания педагогического
процесса является его конструирование,
включающее в себя анализ, диагностику,
определение прогноза и разработку
проекта деятельности. На этом этапе
решения педагогической задачи можно
выделить тесно связанные между
собой виды деятельности учителя, которые
относительно независимо направлены на
конструирование содержания, средств
и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно
представить как единство технологии
конструирования содержания (конструктивно-содержательная
деятельность), конструирования материальных
или материализованных средств (конструктивно-материальная)
и конструирования деятельности
(конструктивно-
Конструктивно-содержательная,
конструктивно-материальная и конструктивно-
Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
В соответствии с принципом
органичного сочетания
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Человек как субъект труда,
познания и общения формируется
в процессе деятельности, которая
обеспечивает научное освоение действительности,
возбуждает интерес, чувства, порождает
новые потребности, активизирует волю,
энергию - все то, что служит строительным
материалом для развития и становления
личности. Как основа здорового бытия
деятельность является важнейшим источником
обогащения школьников опытом социальных
отношений и общественного
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Д. Ительсон).
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью учащихся.
Деятельность всегда имеет
задачную структуру. Любой ее вид
представляет собой творческий процесс,
в котором проявляются
Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
· познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
· трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
· художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
· спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
· общественная деятельность,
которая содействует
· ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
· коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.
В разные периоды возрастного развития содержание деятельности школьников и соотношение ее различных видов изменяется.
Появление психических новообразований обусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности. Для овладения достижениями человеческой культуры, отмечал А.Н.Леонтьев, каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями.
Отечественной педагогикой
обнаружен ряд закономерностей,
обусловливающих организацию
Все виды деятельности, имеющие
общественные цели, потенциально обладают
определенными развивающими и воспитательными
возможностями. Однако каждая такая
деятельность содержит все необходимые
компоненты для усвоения лишь ей соответствующих
знаний, переживаний. Одна деятельность
не может заменить другую, а тем
более - все остальные. Поэтому при
организации педагогического
Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них "личностного смысла" (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.
Результатом педагогического
воздействия является формирование
у школьников готовности к выбору
цели и способов деятельности. Будучи
идеальным предвосхищением
Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности воспитанников (И.П. Иванов).
По отношению к формирующейся личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.
Педагогическая инструментовка
деятельности должна отвечать ее назначению,
потенциальным возможностям учащихся
и образовательным задачам. Так,
организация учебно-
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусству, отдельному человеку и т.д.).
Непременным требованием
к организации любого вида деятельности
является создание условий обязательного
переживания воспитанником
Соблюдение технологических требований осуществления различных видов развивающей деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:
· сущность и назначение вида деятельности;
· содержание данного вида деятельности и место ее преимущественного осуществления;
· возможные формы деятельности;
· типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;
· наиболее яркие специфические особенности деятельности;
· психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.
Учет технологических
требований и особенностей деятельности
детей, которую предстоит
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М. Коротова, А.Ю. Гордина и других исследователей.
Педагогическое требование
не утрачивает своего назначения в
связи с изменением самой философии
образования, поскольку всецело
согласуется с принципом
1 См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М. 1974. - С. 64.
Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент.
Информация о работе Понятие о технологии конструирования педагогического процесса