Понятие образования - весьма сложное
и многоаспектное. В самом общем
определении образование - это процесс
и результат усвоения человеком
систематизированных знаний, навыков
и умений, развитие ума и чувства,
формирование мировоззрения и познавательных
процессов. Образованным человеком
можно назвать такого, который владеет
общими идеями, принципами и методами,
определяющими общий подход к рассмотрению
многообразных фактов и явлений, располагает
высоким уровнем развитых способностей,
умением применять изученное к возможно
большему числу частных случаев; кто приобрел
много знаний и, кроме того, привык быстро
и верно соображать, у кого понятия и чувства
получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно,
в понятие образования включены
не только знания, навыки и умения
как результат обучения, но и умения критически
мыслить, творить, оценивать с нравственных
позиций все происходящее вокруг как процесс
бесконечно развертывающийся в деятельности
и общении человека с ему же подобными.
Достигается это путем включения человека
в важнейшие виды деятельности. Тем самым
под образованием человека (в процессуальном
плане) понимается следующее.
Образование
- это общественное организуемый
и нормируемый процесс (и его
результат) постоянной передачи
предшествующими поколениями последующим
социально значимого опыта, представляющий
собой в онтогенетическом плане становление
личности в соответствии в генетической
программой и социализацией личности.
В своем
структурном срезе, образование,
как, впрочем, и обучение представляет
собой триединый процесс, характеризующийся
такими его сторонами, как усвоение опыта,
воспитание качеств поведения, физическое
и умственное развитие. Тем самым образование
детерминировано определенными представлениями
о социальных функциях человека.
В современной
отечественной педагогической науке,
о чем подробно говорится в
работах В.В. Краевского, существуют
разные концепции содержания
образования, корни которых уходят
в прошлое - в теорию формального
и теорию материального образования.
Каждая из них связана с определенной
трактовкой места и функций человека в
мире и обществе. Истоки противостояния
диктатуры, авторитаризма, с одной стороны,
и демократии и гуманизма, с другой, в конечном
счете восходят к разному пониманию этих
функций: человек - цель или средство, общество
для него или он для общества?
Даже
временная уступка, теоретическая
или практическая, в пользу концепции
человека как средства (авторитаризм),
а не цели общественного развития,
не абсолютной ценности, с неизбежностью
уводит в сторону от гуманизма.
Обличья,
которые принимают авторитаризм
в определении содержания образования
в том, чему надо учить школьников,
многообразны. Существуют три наиболее
распространенные концепции содержания
образования с точки зрения
соответствия их задаче формирования
творческого, самостоятельно мыслящего
человека демократического общества.
Одна
из концепций содержания образования
трактует его как педагогически
адаптированные основы наук, изучаемые
в школе, оставляя в стороне
остальные качества личности, такие
как способность к творчеству, умение
реализовать свободу выбора, справедливое
отношение к людям и т.п. Данный подход
направлен на приобщение школьников к
науке и производству, но не к полноценной
самостоятельной жизни в демократическом
обществе. Фактически человек выступает
здесь как фактор производства.
Другая
концепция рассматривает содержание
образования как совокупность
знаний, умений и навыков, которые
должны быть усвоены учениками.
“Под содержанием образования
следует понимать ту систему
научных знаний, практических умений и
навыков, а также мировоззренческих и
нравственно-эстетических идей, которыми
необходимо овладеть учащимся в процессе
обучения”. Это определение вполне согласуется
с конформистскими установками, поскольку
не раскрывает характер этих знаний и
умений и не основано на анализе всего
состава человеческой культуры. Предполагается,
что овладение знаниями и умениями (относящимися,
главным образом, к тем же основам наук)
позволит человеку адекватно функционировать
внутри существующей общественной структуры.
Достаточно потребовать от человека, чтобы
он знал и умел - не более. В этом случае
и требования к образованию соответствующие:
необходимо и достаточно передать подрастающему
поколению знания и навыки по родному
языку, математике, физике и другим учебным
предметам.
В современных
условиях развития Российской
общеобразовательной школы всего
этого недостаточно. Решение задач,
связанных с функционированием
отдельных сфер жизни общества,
требует от учащихся не только
овладения определенным учебным
содержанием, но и развития у них таких
качеств, как сила воли, ответственность
за свои поступки, за судьбы общества и
страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость
к проявлению своекорыстия, бездушия и
несправедливости, недостаточного внимания
к техническому и общественному прогрессу
и т.п. Развитие у воспитанников именно
таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич,
формирование у них ценностно значимых
запросов и намерений, наконец, приобщение
их к самообразованию - вот факторы, которые,
представляя собой важную сферу общественной
жизни, одновременно являются условиями
функционирования остальных ее сфер.
В наибольшей
степени соответствует этим установкам
гуманистического мышления концепция
содержания образования как педагогически
адаптированного социального опыта во
всей его структурной полноте. Помимо
“готовых” знаний и опыта осуществления
способов деятельности, данная концепция
включает также опыт творческой деятельности
и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Каждый
из отмеченных видов социального
опыта представляет собой специфический
вид содержания образования:
- знания
о природе, обществе, технике,
мышлении и способах деятельности.
Усвоение этих знаний обеспечивает
формирование в сознании школьника
верной картины мира, вооружает его правильным
методологиче-ским подходом к познавательной
и практической деятельности;
- опыт осуществления
известных способов деятельности,
вопло-щающихся вместе со знанием
в умениях и навыках личности,
усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных
и практических навыков и умений, составляющая
содержание этого опыта, является основой
множества конкретных деятельностей и
обеспечивает способность подрастающих
поколений к сохранению социальной культуры
народа;
- опыт творческой,
поисковой деятельности по решению
новых проблем, возникающих перед
обществом. Он требует самостоятельного
претворения ранее усвоенных
знаний и умений в новых
ситуациях, формирования новых
способов деятельности на основе
уже известных. Этот вид социального
опыта обеспечивает развитие способностей
у молодого поколения к дальнейшему развитию
культуры. Разумеется, самостоятельность
и инициативность, как показатели сформированности
у человека умений творчески работать,
складываются у каждого ребенка сугубо
индивидуально, но программировать их
надо уже в содержании образования;
- опыт ценностного
отношения к объектам или средствам
деятельности человека, его проявление
в отношении к окружающему
миру, к другим людям в совокупности
потребностей, обуславливающих эмоциональное
восприятие личностноопределенных объектов,
включенных в ее систему ценностей. Этот
элемент содержания образования состоит
не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает
их. Нормы отношения к миру, к самому себе
и подобным себе предполагают не только
знание мировоззренческих идей, но и убежденность
в их истинности, положительное отношение
к ним. Это отношение проявляется в поведении
человека, в деятельности практического
и интеллектуального характера, это сплав
знаний, убеждений и практических действий.
Усвоение школьником перечисленных элементов
социального опыта направлено на трансформацию
его в личный опыт, “перенос” социального
в индивидуальное на основе особым образом
организованной деятельности учащихся.
Все
перечисленные элементы содержания образования
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения
без знаний невозможны. Творческая деятельность
осуществляется на определенном содержательном
материале знаний и умений. Воспитанность
предполагает знание о той деятельности,
к которой устанавливается то или иное
отношение. Предусматривает овладение
поведенческими навыками и умениями. Усвоение
новых элементов социального опыта позволит
человеку не только успешно функционировать
в обществе, быть хорошим исполнителем,
но и действовать самостоятельно, не просто
“вписываться” в систему, но и быть в
состоянии изменять ее. Поэтому школьное
образование, во-первых, готовит к жизни,
какой она есть, к существующему порядку
вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых,
человек оказывается способным вносить
собственный вклад в этот порядок, вплоть
до его рефор-мирования. Концепция, рассмотренная
выше, ориентирует учителя на специальную
работу по формированию в сознании школьника
системы общечеловеческих ценностей,
гуманного отношения к людям.
Таким
образом, содержание общего образования,
с одной стороны, является важнейшим
условием учебнопознавательной
деятельности учащихся, так как
оно отражает текущие и перспективные
потребности общества, с другой -
оно выступает инструментарием
конструирования и осуществления учащимися
этой деятельности и тем самым является
содержанием личностных потребностей
индивида в обучении.