Понятие образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:54, реферат

Описание работы

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Файлы: 1 файл

1.1 Понятие образования.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Понятие образования - весьма сложное  и многоаспектное. В самом общем  определении образование - это процесс  и результат усвоения человеком  систематизированных знаний, навыков  и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

 Следовательно,  в понятие образования включены  не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

 Образование  - это общественное организуемый  и нормируемый процесс (и его  результат) постоянной передачи  предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

 В своем  структурном срезе, образование,  как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

 В современной  отечественной педагогической науке,  о чем подробно говорится в  работах В.В. Краевского, существуют  разные концепции содержания  образования, корни которых уходят  в прошлое - в теорию формального  и теорию материального образования.  Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?

 Даже  временная уступка, теоретическая  или практическая, в пользу концепции  человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью  уводит в сторону от гуманизма.

 Обличья,  которые принимают авторитаризм  в определении содержания образования  в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют три наиболее  распространенные концепции содержания  образования с точки зрения  соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

 Одна  из концепций содержания образования  трактует его как педагогически  адаптированные основы наук, изучаемые  в школе, оставляя в стороне  остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

 Другая  концепция рассматривает содержание  образования как совокупность  знаний, умений и навыков, которые  должны быть усвоены учениками.  “Под содержанием образования  следует понимать ту систему  научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения”. Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.

 В современных  условиях развития Российской  общеобразовательной школы всего  этого недостаточно. Решение задач,  связанных с функционированием  отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только  овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.

 В наибольшей  степени соответствует этим установкам  гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

 Каждый  из отмеченных видов социального  опыта представляет собой специфический  вид содержания образования:

- знания  о природе, обществе, технике,  мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает  формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологиче-ским подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления  известных способов деятельности, вопло-щающихся вместе со знанием  в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению  новых проблем, возникающих перед  обществом. Он требует самостоятельного  претворения ранее усвоенных  знаний и умений в новых  ситуациях, формирования новых  способов деятельности на основе  уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;

- опыт ценностного  отношения к объектам или средствам  деятельности человека, его проявление  в отношении к окружающему  миру, к другим людям в совокупности  потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

 Все  перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто “вписываться” в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его рефор-мирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

 Таким  образом, содержание общего образования,  с одной стороны, является важнейшим  условием учебнопознавательной  деятельности учащихся, так как  оно отражает текущие и перспективные  потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием  конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

 

 

 


Информация о работе Понятие образования