Понятие, структура и система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

Файлы: 1 файл

курсавик черновик (Автосохраненный).docx

— 198.87 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Система образования играет огромную роль в социальном и экономическом  развитии страны и повышении благосостояния ее граждан. Существует несколько теоретических  концепций, в которых отражается многогранное и сложное воздействие  образования на общество в целом  и его индивидуумов.

Теория человеческого капитала рассматривает образование как процесс инвестиций в человека, его знания, умения, навыки, которые позволяют ему получать более высокие доходы на рынке труда. Исходя из этого, инвестировать средства в образование становится экономически выгодным не только отдельным индивидуумам, но и фирмам, и государствам. Теория человеческого капитала определяет и границы экономической целесообразности инвестиций в образование. Расходы на образование должны компенсироваться будущими доходами, полученными благодаря данному образованию[5].

Теория образовательных сигналов утверждает, что образование само по себе не увеличивает способностей и возможностей работников, оно лишь проявляет те способности, которые уже заложены в человеке. Доказательством того, что образовательные сигналы существуют, являются несколько факторов. Во-первых, в объявлениях о найме сотрудников нередко указывается лишь требование о наличии высшего образования без указания профессии или специальности. Во-вторых, согласно статистическим данным, работники, имеющие диплом о высшем образовании, в целом получают значительно более высокую заработную плату, чем те, кто имеет среднее образование. В-третьих, не случайно широкое распространение получила торговля дипломами и сертификатами об образовании - для трудоустройства именно наличие документа, а не знаний нередко имеет решающее значение.

Концепция человеческого развития в качестве основополагающего выдвигает тезис о том, что оценивать достижения экономики надо не тоннами добытых ископаемых и километрами проложенных трасс, а изменениями к лучшему важнейших показателей жизни человека: здоровья и долголетия, возможности трудиться за достойную заработную плату, иметь доступ к благам цивилизации при сохранении окружающей среды. Анализируя роль образования, сторонники этой концепции акцентируют внимание не столько на уровне доходов, сколько на расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной и, в конце концов, более счастливой.

Действительно, многовековой опыт эволюции человечества показывает, что образование  является неотъемлемой частью экономического и культурного развития, будучи и  результатом, и предпосылкой этого  развития. Тогда всеобщая доступность  образования становится важнейшей  политической задачей, решение которой  приведет к единству и равенству, благополучию и процветанию.

Уже несколько лет в нашей  стране активно проводятся реформы, в том числе, и в системе  образования. Именно реформирование российской системы образования является объектом настоящего исследования; предметом - всестороннее изучение ее образовательных  и социальных аспектов[13].

Целью работы является определение  основных положений образовательной  реформы. Достижение цели возможно при  выполнении следующих задач:

- рассмотреть концептуальные основы  реформы образования;

- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;

- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

В этой связи в качестве объекта нашего исследования выступает региональная образовательная программ Оренбургской области.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней  проведен теоретический анализ существующих образовательных стандартов и системы  регионального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы изучения системы управления образованием

 

 

1.1 Понятие, структура  и система образования в РФ

 

К сожалению, в современном  мире большинство людей не достигают  возможного уровня развития, и от этого  очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности  человека в информации и непосредственно  в обучении и воспитании. Потребность  в информации и образовании стоит  на одном уровне с первичными потребностями  человека: физиологическими, в обеспечении  безопасности и защищенности[18].

Легальное определение образования  приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" [1], где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование  характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза  обучающимся.

Можно отметить, что образование  должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и  результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ [2].

В нем под образованием понимается процесс воспитания и  обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого  социально-экономического и духовного  развития страны, постоянного совершенствования  нравственного, интеллектуального, эстетического  и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации  определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой  единство закономерно расположенных  и находящихся во взаимной связи  частей"[3]. Система образования в РФ  представлена на рисунке 1.1

 

 

 

           Рисунок 1.1. – Система образования в РФ

 

Положение Закона о системности  российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи  и согласованности всех звеньев  этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо  замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система[5]. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее  время российская система образования  включает в себя три подсистемы (или  три элемента системы).

1)  содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

2) функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

3) организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) [6].

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств  поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование  детерминировано определенными  представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" [7], Российское образование представляет собой  непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- профессиональные (начальные,  средние специальные, высшие)

- учреждения дополнительного  образования;

- другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Современные реформы в  сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное  пространство, подчинены интересам  единой Европы, определяющей зависимость  государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской  образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная  в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования  европейских государств, но и в  иных направлениях. При этом образование  само выступает мощным фактором сближения  национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в  значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а  в будущем - построении наднациональных  государств однородного типа хозяйствования.

Содержание документов Болонского процесса показывает потребность весьма существенного реформирования элементов  системы образования России, что  в контексте выполнения международных  обязательств не может не сказаться  на реализации права граждан на образование.

Вступление России в Болонский  процесс является одним из элементов  глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы  российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе  могут быть значительным образом  противопоставлены аналогичным  интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся  заявлениях намерения России к концу  первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего  образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза [9].

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу  препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются  в поиске адекватной определенному  историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей  и долгосрочной перспективе.

Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ