Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Привыкнув к методам воспитания, которые принято называть гуманистическими, мы с трудом верим, что не так давно они были совсем иными. В школе практиковались различные способы обуздания «дикой резвости» ребенка, сурово следили за дисциплиной учеников
Введение…………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Проблема поощрений и наказаний во всемирной истории образования
Взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему дисциплины………………………………………………………………………. 4
Традиционные подходы к поощрению и наказанию в мировой
культуре ………………………………………………………………..……….9
Глава 2. Система наказаний и поощрений в истории образовании России
2.1. Наказание и поощрение в учебных заведениях РоссииРоссии…………………………………………..16
2.2. Курс воспитательных систем на гуманизацию………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………
1.2. Традиционные подходы к поощрению и наказанию в мировой культуре
Прежде всего, понятия поощрения и наказания общечеловеческие. Они присущи культуре любого народа. Кротость уже не была главной добродетелью школьных учителей начиная со времен Древнего Рима. Они легко выходили из себя: малейшая ошибка — и раздавались брань и крик, которые были слышны далеко по соседству. Гнев был неизбежной принадлежностью урока. Цицерон, например, сохранял нежное расположение к своим ученикам, был очень любезен с ними, но как только он начинал заниматься со своим сыном или племянником, с ним начинались настоящие припадки ярости. Без всякого сомнения, отцы любили кротких и миролюбивых учителей, они даже старательно искали таких, но в то же время они также охотно примирялись и с самыми необузданными учителями; мягкое и нежное воспитание казалось им опасным, так как оно могло избаловать детей. К тому же гнев учителя всегда имел причину и оправдание: если он выходит из себя — значит, относится к делу преподавания с рвением и добросовестно. «Чем лучше учитель, — говорит Цицерон, — чем способнее он, тем более гнева и нетерпения выказывает он на своих уроках. Ему мучительно видеть, что ученик не понимает того, что сам он понял так легко и быстро». [16, c. 92]
К несчастью, гнев учителя не всегда выражался только в одних словах, от слов он быстро переходил к делу. Местопребывание памяти, если верить Плинию Старшему, находится в нижней части уха, и вероятно поэтому учителя принимались развивать ее с безжалостным усердием. В их распоряжении были и еще более действенные педагогические средства. Любимым орудием учителя была ферула (линейка). Линейка и школа были нераздельны по понятиям римлян. Ювенал относит эту ассоциацию даже к героическим временам: «Боясь розги, — говорит он, — Ахиллес уже большой распевал песни на горах своей родины». Ферула играла роль скипетра в школе: она поддерживала во всех пассивное повиновение. Дети должны были подставлять под линейку открытые руки, чтобы удар был больнее. В случаях серьезных пускался в ход ремень из шкурки угря или кожи. Плеть с узлами и железными остриями на концах, по-видимому, не употреблялась в школе. Одна картина в Геркулануме показывает, каким образом происходило наказание розгами. Виновного брал на плечи более взрослый товарищ; другой держал его за ноги; остальные хладнокровно смотрели на всю эту сцену, как будто бы в ней не было ничего необыкновенного. Учитель, спокойный и серьезный, вооружен розгой, которой он наносит сильные удары. Ребенок извивается от 'боли, и из его широко открытого рта, по-видимому, вылетают жалобные крики. Иногда экзекуция производилась с меньшей торжественностью: учитель просто хватал школьника за середину туловища, одной рукой держал его в воздухе вниз головой, а другой наносил ему удары своим ужасным педагогическим орудием.
В римской школе существовала суровая военная дисциплина. Напрасно время от времени раздавались благоразумные голоса против всех этих варварств, они были гласом вопиющего в пустыне, и традиционные приемы обучения неизменно продолжали свое существование. Они употреблялись не только в начальных училищах, но даже в тех школах, которые соответствовали нашим средне учебным заведениям. Ювенал даже в то время, когда уже сочинял рассуждения по риторике, безропотно протягивал под ферулу руки, которые их писали. Знаменитый Орбилий был так строг с Горацием, что тот не мог вспомнить о нем без злобы и негодования; он охотно прибегал к линейке или к ремню из кожи. Квинтилиан, который протестует против этих жестокостей, говорит, что за них была сила привычки и авторитет некоторых философов. Нравы смягчались, а школа продолжала оставаться верной своим традициям. Святой Августин, живший в конце империи, с ужасом говорит о способах, при помощи которых ему вбивали в голову греческий язык. Он был тогда еще маленьким, а между тем, по собственному признанию, далеко не с детским жаром просил Бога об избавлении от колотушек. [16, c. 129] Авсоний прошел через те же испытания, но относится он к ним совершенно иначе. Отправляя своего внука в школу грамматика, он уговаривает его не бояться побоев, так как им он обязан тем, что сделался ученым. Сенека требует, чтобы ребенок сохранил особую благодарность по отношению к учителю за телесные наказания, которым тот его подвергал. Страх, царивший в школах, был обычной темой для упражнений в стиле. Чтобы живо изобразить дурное обращение в школах, ребенку стоило только обратиться к своим еще свежим воспоминаниям и к следам, быть может, еще незажившим, тех побоев, которые он сам получил. [16, c. 168]
Теперь остановимся ненадолго на системе наказаний, многие века существовавшей в «доброй старой Англии». Телесным наказаниям в равной степени подвергались как мальчики, так и девочки (последние даже чаще). Доходило до того, что при взимании платы за учение в Итоне к обычной цифре добавлялось еще полгинеи за розгу. Это не вызывало у родителей возражений, ибо являлось элементом незыблемой традиции. Ведь даже английский глагол to chastise означает не только «подвергать телесным наказаниям», но и «дисциплинировать». Дисциплина всегда выгодно отличала «паблик скулз» от других школ. [2, c. 259]
В ходу были изощренные варианты. Так, будущих джентльменов ставили на колени, а на каждую ладонь клали книги, которые ронять категорически запрещалось. Двоечникам надевали на голову дурацкий колпак или ослиные уши. Девочкам за небрежность в одежде вешали на грудь табличку с надписью «неряха» (подобный случай описан в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр»). Еще в начале прошлого века провинившихся девушек выставляли на специальном стуле в классе в полный рост – да еще с заклеенным пластырем ртом.
В сельских школах Англии существовал обычай во время порки полураздевать и привязывать к парте проштрафившихся, причем каждый из уходящих после уроков товарищей приговоренного к наказанию должен был нанести трепетавшей жертве по одному удару. [2, c. 272]
Телесные наказания
просуществовали в
Можно предположить некую связь между содержанием классического
образования в учебных заведениях прошлого
и применявшимися в них методами воспитания.
Ведь для педагогики XVIII–XIX вв. эталоном
и «питательной средой» служила античная
культура. Последняя же (как, впрочем, и
всякая другая) содержала не только безусловно
положительные моменты (великое искусство,
например), но и негативные – те же рабство
и тиранию. Но эту мысль мы высказываем
в жанре гипотезы.
Если же встать на более твердую почву,
то причину подобной жестокости мы найдем
в несоответствии дидактического энциклопедизма
(с его недостижимо прекрасным идеалом
всесторонне развитой личности) интересам
ученика, то есть той самой формируемой
личности, ее возможностям и потребностям.
К началу XIX в. в большинстве средних учебных
заведений Европы основной задачей было
передать ребенку наиболее существенные
элементы культурного наследия человеческой
цивилизации. [2, c. 322]
Подобный подход утвердился в австрийских и прусских гимназиях, по примеру которых в начале XIX в. создавались гимназии в России. Говорили, что воспитание в них ведется «по немецкому образцу». Он предполагал строгую иерархию и жесткое направление учебной деятельности. Это не могло не вызывать сопротивления со стороны учащихся – подавлять это сопротивление должно было неотвратимое наказание, зачастую весьма суровое. Ребенок, подвергаемый наказанию розгами, испытывал не только физическую боль, но и стыд. Розги или плетки считались позорными орудиями наказания – в особенности, если наказывали ими в присутствии сотоварищей (т. н. наказание третьей степени). [2, c.358]
Америка, в свою очередь,
Большинство школ, где к школьникам прикладывают руки учителя, расположены на юге страны. В южных штатах, где традиционно проживает более религиозное и менее образованное население, все еще сильно убеждение, что битье детей - необходимая мера воспитания и идет им на пользу. В школах, практикующих телесные наказания, учитель имеет право отшлепать ребенка тыльной стороной ладони по мягкому месту за проступки, перечисленные в специальном кодексе наказаний этой школы. А если шлепанье несоизмеримо с тяжестью проступка ученика, то учитель может ударить его специально предназначенной для этой цели плоской деревянной лопаткой - паддл/paddle. В соответствии с правилами школы за разные проступки полагается разное количество ударов. В некоторых школах совершение наказания может иметь место только в кабинете старшего учителя в присутствии свидетелей. Более старших детей полагается наказывать учителям одного с ними пола. Законы некоторых штатов также предписывают докладывать о каждом акте наказания школьников Министерству Образования США\U.S. Department of Education. Однако учителя штатов, где педагоги не несут никакой легальной ответственности за телесные наказания учеников и не обязаны отчитываться, не гнушаются и расправой на месте “преступления”. [23, c. 158]
Oдна из последних
историй, попавших на страницы
американских газет,
Самые известные прецеденты, когда родители побитых детей обращались в суд, относятся к 70-80-м годам. В 1977 году Верховный Суд США оправдал работников школы из штата Флорида. Суть дела состояла в жалобе родителей двух учеников, один из которых получил 20 ударов палкой за слишком медленный выход из аудитории после приказа учителя. Другого ученика побили 4 раза в течение 20-дневного периода за опоздания в школу. В обоих случаях наказания были настолько суровыми, что закончились поездкой в госпиталь.
10 лет спустя в ходе
другого процесса суд признал
учителей ответственными за
По данным Департамента образования США, представленным публике в начале этого года и относящимся к учебному году 1999-2000, в 23 штатах телесным наказаниям подверглись более 342 тыс. учеников. Это только официально зарегистрированные случаи. Штаты Миссисипи, Арканзас и Алабама лидируют в списке самых суровых по отношению к школьникам. В Миссисипи учителя поколотили около 10% всех учеников, в Арканзасе - 9,1% и в Алабаме - 5,4%. Черные дети рискуют быть побитыми в 2 раза чаще, чем белые, а мальчики, вне зависимости от цвета кожи, чаще, чем девочки. Любопытно также, что на учителей Техаса - родного штата нынешнего президента Джорджа Буша\ George Bush приходится рекордное, по сравнению с другими штатами, число применений паддла. [14, c.59]
Количество телесных наказаний в Америке снижается с каждым годом. Еще 20 лет назад в школах страны было зарегистрировано значительно больше побоев - более 1 млн. 415 тыс. случаев. Однако детям, которые боятся идти в школы 21-го века, потому что их там бьют, не легче от того, что статистика улучшилась. Член школьного совета одной из школ штата Теннеси, в котором тоже разрешены телесные наказания, выступил с персональным протестом против жестокости и необоснованности школьного рукоприкладства. Осенью прошлого года он распространил листовку среди родителей школьников, в которой говорилось, что школьные учителя штата подобны проституткам и звездам порно-бизнеса. Только этим профессиональным категориям платят за шлепанье и битье других. Совсем недавно на фронте борьбы с телесными наказаниями школьников была одержана еще одна победа. Школы штата Делавэр стали зоной, свободной от битья. В прошлом году хороший пример подала Пенсильвания. В настоящее время два штата, Колорадо и Вайоминг, находятся в процессе одобрения специальных законодательных актов, запрещающих побои в школах.
Кроме США, телесные наказания среди других индустриально развитых стран разрешены только в Канаде и в одном штате Австралии. А первой страной мира, где учителям в 1783 году запретили бить учеников, была Польша. [30, c.164]
Европа и США прошли свой путь в становлении современных мер поощрения и наказания. Наказания, как мы увидели, зачастую были жестокими и уничижающими личность ребенка. Избежала ли этой участи образовательная система нашей страны?
Глава 2. Система
наказаний и поощрений в
2.1. Наказания и поощрения в учебных заведениях России
В России наказание использовалось повсеместно, но особенно жестоким, как это ни странно, было в элитарных учебных заведениях – таких, как гимназии и лицеи.
В XIX столетии, «золотом веке
педагогики», окончательно сложилась
система средств поощрения и
наказания. Последние отличались большим
разнообразием. Награда же, в отличие
от них, использовалась крайне скупо.
Перечисление мер поощрения учащихся, таким образом, не займет
много места.
В § 57 «Регламента московских гимназий» М. Ломоносова указывалось, что «награждения должны быть приватные и публичные: приватные – за излишние в школе изучения, публичные – за оказанные при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях». В XVIII–XIX вв. считалось, что поощрения следует применять осмотрительно, преследуя единственную цель – укреплять в детях (цитируем документ того времени) «любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеванию, отнюдь не поселяя в них алчности, самохвальства и кичливости перед товарищами». [34, c. 78]
Награждения в дореволюционной России были следующие: запись фамилии гимназиста на «золотой» доске, похвальный лист, подарки в виде книг, эстампов или математических инструментов. Иногда отличившимся предоставлялся бесплатный билет в театр, музей и т. д. Лучшей наградой являлся прием в университет без экзаменов тех, кто окончил гимназию с золотой или серебряной медалью. Каждого ученика старались воспитать так, чтобы лучшей для него наградой служило собственное внутреннее сознание хорошо исполненного долга. Собственно, всем этим награждения и исчерпывались.
Не то было с наказаниями.
Они считались более
Информация о работе Поощрение и наказание в истории образования в России