Последовательность обучения детей физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями не возможно верно делать их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшится, если не пропадет совершенно.

Содержание работы

Введение 2
1. Три этапа обучения 3
1.1. Первоначальный этап обучения 3
1.2. Углубленный этап обучения 5
1.3. Закрепление 5
1.4. Методика углубленного разучивания движений 6
2. Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям 8
3. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями 10
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО Туймазинский педагогический колледж

 

 

 

 

 

Контрольная работа по методике физического воспитания и развития

на тему:

«Последовательность обучения детей физическим упражнениям»

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 

Дошкольное образование

Ртищева В.А.

Проверила: Лубышева Л.А.

 

 

 

Туймазы

-2013 г-

Содержание

Введение          2

  1. Три этапа обучения        3
    1. Первоначальный этап обучения     3
    2. Углубленный этап обучения      5
    3. Закрепление        5
    4. Методика углубленного разучивания движений  6
  2. Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям       8
  3. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями     10

Заключение         14

Список использованной литературы     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Забота о воспитании всесторонне  развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

  Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает довольно принципиальное место в учебе, работе и жизни людей. Занятиям физическими упражнениями отводится значительная роль в совершенствовании работоспособности членов общества,  поэтому знания и умения по физической культуре обязаны закладываться в образовательных учреждениях разных уровней поэтапно. Большую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и дошкольные учреждения, где в базу преподавания обязаны быть положены четкие способы, методы, которые в совокупности выстраиваются в отлично организованную и налаженную методику обучения и воспитания детей.

 Составной частью методики  обучения физической культуре  является система знаний по  проведению занятий физическими  упражнениями. Без знания методики  занятий физкультурными упражнениями  не возможно верно делать их, а следовательно эффект от  выполнения этих упражнений уменьшится, если не пропадет совершенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Три этапа обучения

Основываясь на закономерностях  формирования двигательных навыков  в теории и методике физического  воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное  разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное  разучивание;

3-й этап — закрепление  и совершенствование двигательного  действия.

1.1 Первоначальный этап  обучения

На первом этапе (начальное  разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления  о движении, выполнение его. Осуществлению  этих задач способствует воздействие  на основные анализаторные системы:

-  зрительную,

- слуховую,

- двигательную;

- активизация сознания  ребенка, 

- создание у него представления  о целостном двигательном акте.

В основном это осуществляется в средней и старшей группах дошкольного учреждения.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

 а) показ педагогом  образца движения;

 б) его детальный  показ, сопровождаемый словом;

с) выполнение показываемого  движения самим ребенком.

Показ образца физического  упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ  заинтересовывает ребенка, вызывает у  него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево - вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево - прямо», «вправо -прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Эти приемы обеспечивают образование  в коре головного мозга временных  связей, способствуют сознательному  запоминанию ребенком последовательности элементов движения, объединению их  в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят  упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся  у них образ движения, а воспитатель  следит за правильностью выполнения этого движения.

Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог  уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.

В младших группах для  обучения ребенка используются в  основном игровые приемы или показ  образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда  ребенок еще не обладает достаточной  концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.

Успех начального этапа разучивания  зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его  выполнение.

    1. Углубленный этап обучения

На втором этапе (углубленное  разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники  разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования  условных рефлексов, воспитатель восстанавливает  в сознании и мышечном ощущении ребенка  последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

1.3 Закрепление

На третьем этапе (закрепление  и совершенствование двигательного  действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании  наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает  корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи.

1.4 Методика углубленного разучивания движений

Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные  методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево—вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.

На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому  педагог предлагает в зависимости  от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно  его выполнил. Что понравилось? Кто  делал ошибки, какие?».

Педагог предлагает вспомнить  и рассказать, как выполняются  упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение  рук, ног; в какую сторону нужно  наклоняться вначале: влево или  вправо, в какую потом». Такое  напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно  их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно  выполнить движения. Если у детей  они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может  еще раз показать и дать пояснение  к их выполнению.

Постепенно приобретенные  ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется  его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный  двигательный опыт в повседневной жизни.

На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию. На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них.

Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается  на всех этапах обучения. На первом этапе  ростки творчества наблюдаются при  воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям.

В современной дидактике значительное внимание уделяется оптимизации процесса обучения, формированию самостоятельности, активности и творчества в реализации знаний, умений, навыков. Исследования в области педагогики и психологии убедительно показывают, что творческие способности формируются в связи с общим развитием и благодаря специальному обучению детей. "Творческая деятельность предполагает не только самостоятельный поиск, выработку новых средств или сочетаний целенаправленной деятельности, но и выражение индивидуальности, неповторимости, своеобразия личности". Очевидно, что и деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых вариантов, комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта можно рассматривать как творческую деятельность. Работы Д.В. Менжерицкой, И.А. Ветлугиной, В.В. Косминской и др. показывают, что творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Первичное обследование детей, изучение опыта работы свидетельствуют о пробелах в методике обучения физическим упражнениям. Дети недостаточно используют двигательные навыки в подвижных играх и повседневной жизни, затрудняются в составлении комбинаций движений.

Недостаточное творческое применение физических упражнений детьми является результатом отсутствия методов  и приемов, формирующих у них  творчество и самостоятельность  в использовании двигательных навыков. При умелом руководстве воспитателя, выбора соответствующей методики у  детей можно успешно развивать  творческую деятельность.

Важность активизации  представления о движении, тренирующая роль отмечена в ряде теоретических и практических работ. П.Ф. Лесгафт определяет "представление о движении" как представление о движущихся частях тела, амплитуде, направлении, скорости движения. При этом у ребенка в коре головного мозга возникает мысленный образ предстоящего движения. Важность активизации идеомоторных реакций подчеркивается в работах И.Ц. Павлова, А.Ц. Пуни, А.В. Кенеман и др. Именно благодаря идеомоторным реакциям мышцы, ведомые мыслью, получают возможность выполнить задуманное движение гораздо точнее. А. Алексеев утверждает, что степень точности воспроизведения движения зависит от трех факторов: первый - движение тем точнее, чем точнее идеомоторный образ. Второй - движение тем точнее, чем тренированнее мышцы, выполняющие данный элемент. Третий фактор  движение тем точнее, чем лучше вообще развита связь между программирующей частью (головным мозгом) и исполняющей (опорно-двигательным аппаратом).

Информация о работе Последовательность обучения детей физическим упражнениям