Последовательность обучения детей физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями не возможно верно делать их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшится, если не пропадет совершенно.

Содержание работы

Введение 2
1. Три этапа обучения 3
1.1. Первоначальный этап обучения 3
1.2. Углубленный этап обучения 5
1.3. Закрепление 5
1.4. Методика углубленного разучивания движений 6
2. Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям 8
3. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями 10
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Важность продуманной  последовательности движений состоит  в том, что возможности нашего мышления гораздо богаче возможностей опорно-двигательного аппарата. Когда  есть точный мысленный план движения, то исполняющей части организма - конечностям, суставам - гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозгу, в аппарате мышления.

Работы А.В. Запорожца  и его сотрудников позволяют  сделать вывод о том, что с  помощью системы словесных воздействий  происходит оживление следов прежних  впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях и впервые, собственно, возникает возможность с помощью  чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи.

 

 

 

 

 

 

  1. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями.

 Помимо последовательности  прохождения этапов обучения  и воспитания в методике занятий  физкультурными упражнениями важное значение имеют способы обучения упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых воспитатель передает знания, формирует у них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта воспитателя с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место различные словесные, наглядные и практические методы, которые применяются во взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет зависеть от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности воспитателя и его методического мастерства.

 Словесные способы  основаны на использовании слова  как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание.  Наглядные способы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, фотографий, плакатов, схем, которые создают у детей образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику ребенка, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа обучения - показные занятия.

 Практические способы  играют решающую роль в формировании  двигательных навыков, развития  и совершенствования физических  и специальных качеств у детей.  Это, как правило, повторение  упражнений целеустремленно и многократно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

Важным в обучении являются и такие методические приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам воспитателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощрение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи, чтобы добиться высокой эффективности от каждого занятия.

Перечислив различные  способы обучения физическим упражнениям, перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий  физкультурными упражнениями.

  Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения знаний.

Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:

а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания детей, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;

б) применением состязательности и приданием обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлением значительных волевых усилий.

  Состязательность вызывает у детей стремление к максимально эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощрение стимулируют детей к активности, уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.

  Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания дошкольников. Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению. Реализация данного принципа зависит от разъяснения детям следующих условий:

 а) значения физической  культуры в улучшении физического состояния;

 б) целей, задач и  программы обучения, конкретные  требования, необходимые для выполнения  каждого упражнения;

 в) сущности изучаемых  упражнений и их влияние на  организм, ясное понимание техники  выполнения упражнений;

 г) необходимости формирования  навыков анализа и обобщения  своих успехов и неудач.

Принцип систематичности  означает последовательное и регулярное прохождение учебной программы  с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими  для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов. Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм физической культуры.

  Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильным распределением материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности детей.

  Принцип наглядности предполагает образцовый показ воспитателем изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целостное, ясное и правильное представление у детей о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений. Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. 

Принцип постепенности и доступности означает непрерывное усложнение упражнений и их возможность выполнения каждым ребенком. Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала разучивают их по элементам в простой обстановке, затем совершенствуют в более сложных условиях.

 Постепенное повышение  нагрузки в процессе обучения  достигается ее соответствием  уровню функционального состояния  организма и доступности для  занимающихся. В противном случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.

 Принцип прочности  означает закрепление сформированных  двигательных навыков, сохранение  высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В дошкольном возрасте закладываются  основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и  правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач  которого является развитие и совершенствование  движений.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и  характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Формируется и развивается  внутренний мир ребенка – его  мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Существует прямая связь между занятиями  физической культурой и умственным развитием ребенка. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме  человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д., простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — с.368.
  2. Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические базы физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский, 2008г. – с.149-153.
  3. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. Москва,2009г. – с.70-74.
  4. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Высшая школа, 2010г. – с.254-262.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Москва, 2008г. – с.34-35.
  6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Москва, 2011г. – с.79-80.
  7. http://www.i-gnom.ru
  8. http://www.zadachi.org.ru
  9. http://bibliofond.ru
  10. http://bugabooks.com
  11. http://gendocs.ru/

 


Информация о работе Последовательность обучения детей физическим упражнениям