Послушание: как добиться послушания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:53, творческая работа

Описание работы

Приучать детей к дисциплине или нет – один из дискуссионных вопросов. И в разных книгах по психологии и педагогике встречаются зачастую противоположные мнения. Некоторые считают, что с детства ребенка нужно приучать к строгому послушанию, а другие, наоборот, позволяют детям всё...Где же здесь золотая середина? и есть ли она? Будешь добиваться послушания- вырастет забитый невротик, легко поддающийся влияниям других...Будешь все позволять - ребенку будет трудно социализироваться в обществе, принять нормы этого общества и ограничения.

Файлы: 1 файл

готовая статья.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Приучать детей  к дисциплине или нет – один из дискуссионных вопросов. И в  разных книгах по психологии и педагогике встречаются зачастую противоположные  мнения. Некоторые считают, что с  детства ребенка нужно приучать к строгому послушанию, а другие, наоборот, позволяют детям всё...Где же здесь золотая середина? и есть ли она? Будешь добиваться послушания- вырастет забитый невротик, легко поддающийся влияниям других...Будешь все позволять - ребенку будет трудно социализироваться в обществе, принять нормы этого общества и ограничения.

Нужно ли все-таки добиваться, чтобы ребенок слушался? Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать ребенку "иногда"- не будет ли он потом манипулировать родителями, мол "позволили один раз, позволят и  второй".

Работая с детьми,мне  часто приходилось наблюдать,как ребенок, который в течении дня был послушным,вдруг в один миг становился избалованным «маменьким сынком»,и мать или отец подчинялись прихотям ребенка,как отсутствовавший некоторое время в детском саду ребенок , с трудом восстанавливает прежние навыки.

В чем же дело? Прежде всего меняются условия: если дома выполнялись все его требования , то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться установленному порядку.. В этой статье  я попробовала ответить на вопрос-где же золотая середина послушания?

 

Послушание:как  добиться послушания у детей?

 

Вопрос воспитания ребёнка волнует всех родителей, которые хотят видеть своих детей  счастливыми. C дошкольного детства берет начало строительство и развитие будущего характера, способностей и  навыков ребенка. Именно в этот непростой  период начинает формироватьс личность ребенка. Воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что и  родители и воспитатели обязаны научить ребенка в первую очередь  самому мыслить, уметь делать выводы, размышлять, прислушиваться и к другим людям

Главным показателем  воспитанности справедливо считается  послушание.

Послушание  является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом  родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.. Воспитывая послушание, мы вырабатываем у детей  внутренние механизмы управления собой. Выдвигая требования, которым ребенок должен подчиниться, взрослый заботится о том, чтобы ребенок усваивал их содержание, приобретал соответствующие навыки поведения. И чем старше ребенок, тем большее значение в его поведении имеет самостоятельность, его собственный опыт решения жизненных вопросов.

Но ребенок есть ребенок, и послушным всегда он быть не может.

Что же означает непослушный ребенок? Можно сказать: это ребенок, который не выполняет просьб, требований взрослого, не подчиняется. Но это непослушание может быть обусловлено совершенно разными причинами: распущенность ребенка, непоследовательность, несогласованностью требований самих взрослых, игнорирования ими возрастных и индивидуальных особенностей, его интересов, желаний.

Требования, которые  ставим перед детьми, должны быть конкретными и обоснованными: играй тихо, потому что мама отдыхает; не бросай в комнате мяч, можешь что-то разбить; убирай игрушки и свои вещи на определенное место; не мешай брату, когда он делает уроки. Правила, которые ставятся перед ребенком, обязательно должны выполняться и самими взрослыми. Итак, быть послушным обозначает не просто покориться взрослому, скорее - это умение вести себя согласно правилам поведения. Всякое послушание должно быть осознанным. Ребенок должен понимать, чего от нее хотят и почему он должен делать именно так, а не иначе. Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) — непременное условие активного послушания. В послушании даже самых маленьких детей важно прогнозировать начало развития такого качества, как дисциплинированность.

Послушание  — это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и  доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт

Нужно  не принуждать детей к послушанию, а добиваться их добровольного желания слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, если родители придерживаются таких принципов:

  • Разумная любовь и забота о детях- ребенок очень рано начитает улавливать отношения к нему взрослых,он чувствует, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия, он будет слушаться вас с большей охотой.
  • Подлинное уважение к ребенку-мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди,и как люди они заслуживают уважения.
  • Терпение-часто наши дети не намеренно совершают поступки, которые раздражают нас,поэтому родители должны контролировать свои отрицательные эмоции.
  • Мягкая спокойная речь- спокойная манера разговора помогает избежать отрицательных эмоций, успокаивает и скорее приводит к послушанию. Она создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.
  • Умеренные требования к детям- требования должны быть тщательно продуманы,и основываться не на насилии над личностью,а на справедливости и глубоком доверии. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.
  • Решительность и твердость в достижении своих требований- будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил.
  • Давать чаще положительный,чем отрицательный ответ- вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна,кроме  этого, должны умеренно употреблять слово "нет".

Учить детей  поступать правильно –это значит формировать у них готовность к активному ,осознанному послушанию.

Слушаться своих  родителей -естественно желание  для ребенка .

Осознанное  послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий — «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если, разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.Первое «дай» произносится ребенком еще неосознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более настойчиво, наступает момент, когда на неразумное требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим отказом.

Взрослые должны уметь справляться с неправильным поведением детей. Дети с рождения нуждаются в родительской любви. И если ребенок не чувствует этой любви к себе, он специально плохим поведением обращает на себя внимание. Родителям это не нравится и из-за этого возникает конфликтная обстановка. Прежде чем повысить голос на ребенка или наказать его за поступок, родители должны понять, почему себя так ведет ребенок. Наказывать нельзя, лучше взять ребенка за руку, отвести куда-нибудь в сторонку, посадить на коленки и просто так посидеть. Через несколько минут ребенок уже забудет, что он вытворял до этого, и спокойно займется каким-нибудь делом. Плохое поведение детей – прощать нельзя, тут родителям надо уметь реагировать правильно; нельзя слишком жестко, но и слишком мягко тоже недопустимо. Родители сначала должны сделать первый шаг к ребенку, тихо сделать ему замечание, попробовать отвлечь от плохого поступка. Наказание допустимо, если ребенок действительно серьезно провинился, но только не физическое. Родителям важнее добиться, чтобы ребенок осознал свою вину, и больше уже так не делал.

Совсем маленький ребенок  и дошкольник 5—7 лет проявляют  различную готовность к послушанию. Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует  закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Не рви книгу-потом нельзя будет прочитать интересную сказку» .Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета.

Нельзя забывать, что воспитание — сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребенка, вызывая в нем внутреннее согласие с указаниями взрослых.При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других, если для этого существуют веские причины. Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, так как доставляет неудобство себе и другим; это плохо. Дети 5—7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими .желаниями.

На формирование активного послушания влияют и сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.

С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, создать условия, которые бы обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.

Важно, чтобы понятия «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка  параллельно. Это дает возможность  ему более глубоко осознать разницу  между дозволенным и запретным. С развитием сознания ребенка  к понятию «нельзя» прибавляется еще одно — «надо», а вместе с ним приходит чувство ответственности за свое поведение, вырабатываются воля и сдержанность.

Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления  и совершенствования, только тогда  она становится основой поведения. Если взрослые выпускают это из виду, то ребенок сам начинает избирать удобные для себя способы действия.

Причиной негативных привычек, как правило, является недостаточное  внимание взрослых к отдельным отрицательном  проявлениям дошкольника. Он дерзит, а родители «не замечают» этого, уклоняется от поручений — никто не следит и не требует выполнения и т. д. Таким образом, ребенок, по существу, упражняется в своеволии, упрямстве, капризах.

Задача воспитателя  — разъяснить родителям ошибочность подобных взглядов. Ребенок не наследует привычки, а приобретает их в процессе воспитания и постоянного общения в семье и в коллективе сверстников.

Таким образом, воспитывая послушание, мы вырабатываем у малыша внутренние механизмы управления собой. Выдвигая требования, которым ребенок должен подчиниться, взрослый заботится о том, чтобы малыш усваивал их содержание, приобретал соответствующие навыки поведения. И чем старше ребенок, тем большее значение в его поведении имеет самостоятельность, его собственный опыт решения жизненных вопросов. Если не думать об этом, а сводить все к прямому подчинению, то неизбежны очень неприятные последствия.

Необходимо  помнить, что предотвратить ошибки в воспитании намного проще, чем  потом их исправить. Именно поэтому, научитесь закладывать ребенку правильные мотивации.. Так как только таким образом можно сделать своего ребенка счастливым. А ради счастья своего ребенка каждый родитель готов трудиться и не только на работе, но и в образовательном плане.

 

Консультация  для родителей "Как добиться послушания от ребенка"

 

Существует  несколько способов, которыми родители добиваются послушания от ребенка.

Один из них  – прямой приказ ребенку. Однако важно  предостеречь мам и пап от применения такого способа. Дело в том, что мы, конечно, быстро получаем желаемое от ребенка. Маша тут же садится и ест кашу, Саша убирает игрушки. Но что мы воспитываем в ребенке при этом? Воспитываем ли самостоятельность? Воспитываем ли ответственность? Увы, нет. Такой способ родителей добиться от ребенка послушания приводит лишь к тому, что инициативность его падает, он сам уже никогда не захочет делать то, что ему сейчас навязывают, будет делать все “из-под палки”. К тому же отношения между ребенком и родителями нарушаются. Дети, безусловно, любят родителей, но при таких обстоятельствах им просто приходится рассматривать маму и папу как нарушителей их личной свободы.

Другой – также очень  “действенный” – метод ремня. Ремнем, к сожалению, воспитывают  детей и в сегодняшний, XXI век. Уже давно доказано наукой, что насилием в ребенке можно воспитать только неуверенность в себе, безынициативность, замкнутость, недоверие к окружающим. Чего добьется в жизни такой человек, как Вы думаете? Да, ребенок действительно не будет больше так поступать. Однако он не будет так поступать не потому, что “нельзя”, а потому что будет бояться Вас. Вообще, телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем другие воспитательные меры.

Метод подарков – часто  используется родителями. Спорный, конечно, метод. В нем есть и положительные и отрицательные стороны. Пример, Миша не хочет делать уроки (лень ему). Тогда взволнованные родители ему ставят такие условия: “Миша, если ты сделаешь уроки, то мы тебе купим ролики”. Миша, естественно, садится, кропотливо делает уроки, идет в школу и получает пятерку, Хорошо? Да, замечательно. И родители вроде не заставляли Мишу делать уроки, и Миша научился чему-то, и пятерку получил. Но, как Вы думаете, возьмет ли Миша в следующий раз в руки учебник самостоятельно? Увы, нет. Он будет ждать следующего подарка от родителей. Ведь они ему обязаны за это подарить… И мама, и папа сами отстроили себе тупик. К сожалению, и этот метод не годится для воспитания полноценной Личности.

Еще способ –  оставить все как есть. “Ну, не хочет  дитятко делать это, пусть отдохнет, сделаю сама, мне не трудно” –  говорит себе “добрая” мамочка (этому  часто подвержены именно мамы, папы реже). Сыну (или дочери) в итоге  становится все меньше охоты заниматься сначала трудными делами, потом делами полегче, а в итоге становится неохота даже встать и одеть тапочки. Так о чем мы говорим? О воспитании. Где тут воспитание?

Подавляя, наказывая  ребенка, или, наоборот, потакая ему  тем или иным образом, мы, взрослые, не отдаем себе отчета, что же именно воспитывается в эту минуту в ребенке? Как мы влияем не сына или дочь? Если смотреть на воспитание ребенка в перспективе на будущее, то вот такие способы достижения послушания мы изберем:

Самое главное  – установить теплые и доверительные отношения с ребенком, тогда он будет рад Вас слушаться, если конечно требования не идут в разрез с другими потребностями и мотивами чада. Просто уважайте ребенка, будьте искренними в общении, стремитесь к пониманию его.

Уделять внимание ребенку, когда он этого требует. Очень часто дети не слушаются взрослых лишь из стремления быть в центре их внимания. Таким образом они удовлетворяют свою потребность во внимании и заботе.

Воспитывать ответственность. Да! Именно эта черта делает ребенка  взрослым, а взрослого – полноценной Личностью. Если ребенок знает, что и когда ему нужно сделать, то он сам, без приказов, криков, напоминаний родителей сделает необходимое. Конечно, послушание и ответственность – это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Ведь ребенок не должен постоянно выполнять волю взрослого, у него должна быть своя “воля”, естественно, направленная в нужное русло. С чего начинать воспитание ответственности? Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Далее, когда деятельность уже усвоена, ребенок нуждается в напоминании и в контроле. Впоследствии он будет не только сам выполнять всю работу, но и не будет нуждаться в напоминании.

Информация о работе Послушание: как добиться послушания?