Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:30, доклад
Детям очень нравится лепить из яркого пластилина, глины и теста - ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Лепка является обязательным элементом детского образования и гармоничного развития. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия этим видом изобразительного творчества помогают ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, раскрывают его внутренний мир и творческий потенциал.
Детям очень нравится лепить из яркого пластилина, глины и теста - ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Лепка является обязательным элементом детского образования и гармоничного развития. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия этим видом изобразительного творчества помогают ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, раскрывают его внутренний мир и творческий потенциал.
Особенности
лепки
Специфика лепки и её влияние на развитие
ребёнка. Ступеньки в лепке: знакомство,
первое открытие, экспериментирование,
переход к изображению; изображение в
лепке (создание образов, овладение техникой).
Основные пластические формы (шар, цилиндр)
и способы их преобразования. Техника
лепки.
Лепим зоосад
Чем разнообразнее способы лепки, тем
больше возможностей для создания оригинальных
образов (львёнок, тигрёнок, бегемот, крокодил...).
Но без творческого воображения бессильна
даже самая отточенная техника!
Мы лужок лепили
Способности к творчеству развиваются
в лепке даже при минимуме материалов.
Из одного комка пластилина можно создавать
бесконечное множество образов (жучки,
бабочки, цветы, лягушата...).
Я леплю свою лошадку
Лепка животных по мотивам народной
пластики обогащает детей рациональными
способами лепки. Моделирование на основе
обобщённой формы позволяет лепить более
свободно, раскованно, творчески.
Пластилиновый ёжик
Лепка даёт удивительную возможность
моделировать мир и своё представление
о нём в пространственно-пластичных образах
(ёжик, белка, сова, медведь). Маленький
пластилиновый лес, но как настоящий!
Народное искусство
Учеными доказано,
что развитие логического
Развитию «ручной
умелости» способствуют
Цели и задачи
Цели:
1. Образовательные:
- расширение
кругозора по декоративно-
- освоение системы знаний по народному творчеству и малых жанров культуры
2. Развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
историей возникновения
скульптурой
- раскрытие интеллектуальных
и творческих способностей
мышления, волевых процессов, умение планировать свою деятельность,
предвидеть результат;
- ценностно-ориентационная
уважать достояние русского
прикладного искусства,
- информационно-познавательная
компетентность воспитывать
изучению и познанию разных
видов глиняных игрушек,
жанра,
- регулятивно-поведенческая
компетентность воспитывать
обществе с детьми и взрослыми,
- коммуникативная
выразительности речи, эмоциональному настроению,
- культурно-социальная
работ детьми, самоуважению, приучать к оценке и самооценке.
Задачи:
- формировать представления о народных промыслах,
- ознакомление со способами
деятельности – лепка из
барельефов, скульптур,
- овладение умениями работы из целого куска, из отдельных частей, создание
образов,
- формирование способности
к творческому раскрытию,
- овладение умением применять
в дальнейшем полученные
2. Развивающие:
- формирование способности
к самостоятельному поиску
способов выполнения,
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений.
- воспитывать ответственность при выполнении работ,
- соблюдать правила технике безопасности,
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды изделий
Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто).
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.
Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.
Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Своеобразие лепки как одного из
видов изобразительной
Дошкольникам доступно овладение
приемами работы лишь с мягкими пластическими
материалами, легко поддающимися воздействию
руки, - глиной и пластилином. Дети лепят
людей, животных, посуду, транспорт, овощи,
фрукты, игрушки. Разнообразие тематики
связано с тем, что лепка, как
и другие виды изобразительной деятельности,
в первую очередь выполняет
Например, передача движения в рисунке
является сложной задачей, требующей
длительного обучения. В лепке
решение этой задачи облегчается. Ребенок
сначала лепит предмет в
Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина - наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками.
Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.
Виды лепки
Лепка отдельных предметов. Изображение
предметов в лепке для ребенка
является более простым, чем в
рисовании. Здесь он имеет дело с
реальным объемом, где нет надобности
прибегать к условным средствам изображения.
Наиболее легко дети овладевают изображением
предметов конструктивной и растительной
форм и с большими трудностями - изображением
фигур человека и животного. Это связано
со сложностью строения, пластичностью
их форм; ребенку бывает трудно понять
сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают,
что дошкольников можно научить относительно
правильному изображению человека и животного.
При лепке живых существ дети передают
лишь наиболее яркие, характерные признаки,
а форма основных частей остается обобщенной.
Поэтому важно, чтобы воспитатель учил
детей изображению основных форм предметов
с их яркими, характерными признаками.
На занятиях дошкольники должны научиться
передавать пропорции предметов, овладевать
определенными техническими умениями.
Эти общие задачи конкретизируются для
каждой возрастной группы. Например, для
первой младшей группы научить детей лепить
простейшие формы (цилиндр, диск, шар).
Для средней группы - уточнять представление
о форме предметов и их строении. Для старшей
группы - видеть сходство и различие предметов,
их положение в пространстве, замечать
характерные признаки.
Постепенно дети учатся создавать выразительные
образы. Как подсказывает опыт, занятия
лепкой можно начинать с двухлетними детьми.
В этом возрасте у малышей появляется
желание вылепить из глины предметы, которые
их окружают. Но изображение получается
неотчетливым. Во время лепки для ребенка
2-3 лет наиболее значительными являются
свойства материала (вязкость, пластичность,
величина, вес), но не форма и строение
предметов. Этот период, как и в рисовании,
называется доизобразительным, но в лепке
он проходит быстрее.
Это объясняется тем, что знакомство с
объемным, осязаемым материалом, его пластичностью
быстрее вызывает у ребенка осмысленный
интерес и его действия становятся более
логичными.
Лепкой начинают заниматься
с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два
предмета (например, колобок встретил
зайца).
В старшей группе – декоративная лепка,
которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды
лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет делится из
отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска,
путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного
и пластичного способов.
Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Техника лепки
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов.
Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
Скульптурный способ
Этот способ иногда ещё
называют пластическим или лепкой из
целого куска. Ребёнок представляет
задуманный образ, берёт подходящий
по цвету и размеру кусок
Информация о работе Пособие по лепке для детей дошк возраста