Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:30, доклад
Детям очень нравится лепить из яркого пластилина, глины и теста - ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Лепка является обязательным элементом детского образования и гармоничного развития. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия этим видом изобразительного творчества помогают ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, раскрывают его внутренний мир и творческий потенциал.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление
объёмной мозаики или конструирование
из отдельных деталей. С его помощью
можно очень быстро и легко
создать любой образ из нескольких
или многих одинаковых элементов - модулей.
В зависимости от формы модуля
различают несколько видов
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Способы оформления и декорирования образа
В лепке используется
много вспомогательных способов
и приёмов. Они более мелкие по
движению, разнообразные по возможности
моделирования образа. Именно они
позволяют сделать каждый образ
неповторимым. Чаще всего дети применяют
в лепке следующие
Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.
Лыкова И.А., кандидат педагогических наук. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества". – Москва: Карапуз-Дидактика, 2005
Халезова Н.Б. Лепка в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986.
1. Конструктивный
способ лепки.
При этом способе лепки образ создаётся
из отдельных частей, как из деталей
конструктора (отсюда и название). Ребёнок
задумывает образ, мысленно представляет,
из каких частей он состоит, и начинает
лепить. Конструктивным способом все дети
начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года
- и часто сами “открывают” его для себя.
Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются
следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик,
колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся
по величине (пирамидка, башенка, маяк,
снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок,
бабочка, птичка, Чебурашка).
2.Скульптурный способ
лепки из пластилина.
Этот способ иногда ещё называют пластическим
или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет
задуманный образ, берёт подходящий по
цвету и размеру кусок пластилина, разминает
его. Вспоминает самые общие очертания
образа и старается придать материалу
такую же форму. Это может быть форма вытянутого
яйца, если задумано какое-то животное
или хочется вылепить пришельца из космоса;
лепёшка, если лепится светильник, и т.д.
На этой общей основе ребёнок создаёт
образ, вытягивая отдельные, более мелкие,
части (но не отрывая их) и стараясь передать
характерные особенности (длинную шею,
гриву, извивающиеся щупальца, свисающие
или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует
форму-основу разнообразными движениями:
оттягивает, загибает, скручивает, сминает,
придавливает, прищипывает и т.д. там, где
нужно, - сверху, по бокам, снизу.
3. Комбинированный
способ лепки.
Этот способ объединяет два способа: конструктивный
и скульптурный Он позволяет сочетать
особенности лепки из целого куска и из
отдельных частей. Как правило, крупные
детали выполняются скульптурным способом,
а мелкие создаются отдельно и присоединяются
к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают
именно этот способ как более доступный
и
универсальный по своим возможностям.
4. Модульная лепка.
Этот способ напоминает составление объёмной
мозаики или конструирование из отдельных
деталей. С его помощью можно очень быстро
и легко создать любой образ из нескольких
или многих одинаковых элементов - модулей.
В зависимости от формы модуля различают
несколько видов модульной лепки.
5.Лепка на форме.
Иногда для лепки удобно использовать
готовые прочные формы - банки, пластиковые
бутылки, втулки от бумажных полотенец
и пр. Они служат прочной и удобной основой,
а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем,
оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее,
соединяют края и разглаживают шов. Если
необходимо, форму осторожно вынимают.
Из оставшегося материала делают основание
и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают
налепами или прорезным узором. Таким
способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
С чего же начать процесс лепки ???
Для начала нужно дать ребенку
возможность понять, что такое
пластилин и
Вот что можно получить в итоге из шарообразной формы.
Лепка в первой младшей
группе. Лепные работы детей характерны
неотчётливой формой, потому, что дети
работают всей кистью руки, так как
движения пальцев ещё не развиты
и слабо координированы. В этот
период в основном знакомят с глиной
и производят с ней игровые
действия (расплющивают, отрывают комочки).
Перед детьми не ставится цель что-либо
изобразить. Этот период называется до
изобразительный. Под руководством воспитателя
дети постепенно начинают изображать
определённые предметы.
Задачи:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности
– лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать
его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить
несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам
(отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых
правил, культуре труда (работать на дощечке,
не разбрасывать, не пачкать).
Программа дана на весь год, не распределяется
поквартально.
Методы и приёмы.
Детей распределяют на небольшие подгруппы,
5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут
с каждой подгруппой. Со второй половины
года занятия проводятся фронтально. Основной
приём это показ и подробное пояснение
своих действий («Я беру кусок пластилина
на левую ладошку, накрываю правой и катаю
вперёд назад…). Можно проводить занятия,
демонстрируя процесс изображения знакомых
детям предметов. Использование игровых
приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения
навыков при работе с глиной, дети могут
лепить по собственному замыслу, но при
этом напомнить, что до этого лепим (например,
хлебные палочки, колбаски, карандаши,
мячики и т.д., а теперь лепите, кто что
будет). Положительная оценка деятельности
детей.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой
группы, более подготовленные к занятиям
по лепке. Занятия проводятся со всей группой
(фронтально). Дети знакомы с материалом
и знают, что можно лепить. Однако, ещё
не существует связи между движением рук
и формой (если шар, не сможет сообразить
как его скатать).
Программные задачи обучения.
I квартал:
1. совершенствовать у детей умения раскатывать
ком глины между ладонями прямыми движениями
(карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика,
для получения кольца (бублик, баранки,
колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями
конусообразную форму (морковка), путём
вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы,
скатывать ком глины круговыми движениями
(шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие
из нескольких частей (пирамидка, снеговик),
накладывание одной части на другую и
придавливается (соединение частей).
II квартал:
1. учить детей расплющивать шар, для получения
диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая
мелкими шариками;
2. учить детей защипывать края формы пальцами
от общего куска глины (блюдца; защипнуть
кроя сделать пельмень; пирожки – сверху
защипнуть гребешок).
III квартал: учить детей лепить предметы
состоящие из нескольких частей, одинаковой
и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка,
матрёшка, корзинка).
IV квартал: в летний период идёт закрепление
знаний полученных в течении года.
Методы и приёмы обучения.
1. обследование предмета (ребёнок обводит
предмет, катает его между ладонями, чтобы
ощутить форму);
2. показ и объяснение;
3. игровые приёмы
4. анализ всех работ (положительный).
Лепка в средней группе. У детей пятого
года жизни достаточно окрепла мышечная
система рук, расширился словарный запас,
и в связи с этим появилась регулирующая
роль речи (планируют свою работу, лучше
понимают воспитателя). Дети начинают
выделять функциональные признаки предмета,
это облегчает процесс изображения. Дети
становятся более внимательными к процессу
занятия. Однако, результат работы ещё
мало отличается от младшей группы, т.к.
дети ещё не владеют способами изображения.
У детей нет ясного представления о предметах
и формах, строении, нарушаются пропорции,
нет чёткости в передаче формы, не прочно
скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Задачи:
1. продолжать воспитывать у детей устойчивый
интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов,
их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить
формы пальцами, плотно скреплять части,
делать мелкие детали путём прищипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать
некоторые способы лепки и выбор темы
на занятиях по собственному замыслу.
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети
накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия
стали более разнообразны, не только по
содержанию, но и по способу изображения.
В этот период начинается процесс окостенения
кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы.
Благодаря этому появляется возможность
для более точных и сложных действий из
глины. Происходят перемены и в психике
детей, более устойчивым становится внимание,
улучшается память, дети могут представить
себе предмет и затем его лепить. Движения
во время лепки более точные, так как повысился
зрительный контроль за действиями пальцев.
Однако создавая предмет дети мало работают
над уточнением форм. Объясняется это
тем, что для них важны наличие частей
предмета и чисто внешние признаки форм.
На основе сформированных зрительных
образов, дети лепят чаще предметы в движениях,
но, как правило, не задумывают заранее
действие. Содержание занятий в старшей
группе всё более усложняется, дети 5-6
лет лепят разнообразные формы, несложные
сюжеты и появляется декоративная лепка
(украшение предметов). Дети старшей группы
больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи:
1. продолжать поддерживать у детей интерес
к занятиям по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения
основной характер форм (пропорции, строение,
наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать
изделия налёпами, углублённым рельефом,
расписывать гуашью или ангобами (краситель,
который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу
лепки, т.е. лепке из целого куска.
I квартал. В начале года дети лепят наиболее
простые, знакомые предметы и учатся передавать
характерные детали. Чтобы дети научились
передавать характер формы, они лепят
не один предмет, а несколько, ярко выраженной
формы (груша, яблоко, морковь, свекла).
Дети также лепят фигуры, как из целого
куска, так и по частям (лебедь, петух, утка),
а так же фигуры человека.
II квартал. Дети лепят фигурки животных
(по частям). Появляется лепка фигуры человека,
которую ставят на ноги. Можно передавать
движения этих фигур (посадить на санки,
при лепке снежной бабы, девочка опирается
на снежный ком). Для устойчивости фигуры
можно использовать третью точку опоры
(у Деда Мороза – посох, у Снегурочки –
ёлочка).
Сюжетная лепка – сначала лепится подставка
1-1,5см. – толстая, к ней примазываются
фигурки.
Программа старшей группы предусматривает
лепку посуды новым способом, который
называется ленточный (сначала лепится
дно, затем всё остальное). Желательно
посуду оформлять, иногда расписывают
(на рисовании). С детьми можно делать различные
изделия в декоративном плане (бусы, кулоны,
блюда, подносы).
III квартал. Расширяются знания детей об
окружающем и совершенствуются умения
в лепке. Фигурки становятся более выразительными.
Большая часть занятий посвящаются сюжетной
лепке (по сказкам). Дети лепят по представлению.
IV квартал. Только закрепление полученных
знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения.
Использование натуры. Полный показ приёмов
изображения в старшей группе почти не
применяется. Показываются только новые
приёмы. Беседа направлена на решение
композиции (какая должна быть подставка,
как примазать). Применяются игровые приёмы
(например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»).
Используется художественное слово (загадки,
стихи).
Анализ детских работ. Что мы делали? Какое
было задание? Сказать, что хорошо получилось,
что не очень, не называя конкретных имён
детей.
Лепка в подготовительной группе. Лепные
изделия детей выразительнее, интереснее,
разнообразнее, так как у детей накопился
запас представлений. Во время наблюдений
дети более полно воспринимают явления
окружающей действительности и лучше
ориентируются в пространстве. У детей
появляется желание передавать форму,
пропорции, детали дополняющие образ,
они более точно могут передавать движения.
Но не смотря на это, форма предметов остаётся
так же обобщённой. Это свидетельствует
о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно
полное изображение всех особенностей
формы, они лепят лишь её основу.
Задачи.
1. Учить передавать характерные движения
человека и животного (лошадь скачет, девочка
танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции
лепить структурные группы из 2-3 фигур,
передавать пропорции, динамику, соотношение
предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами
(ленточный, круговой налёп, выбирание
глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную
лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению
и с натуры.
I квартал. Перед воспитателем стоит задача
научить детей лепить предметы характерной
формы. В начале года им предлагают лепить
два однородных предмета, но разной формы
(2 яблока: одно вытянутое, другое округлой
формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить
предметы в движении (2 петушка: один поющий,
другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки
человека. Предлагается лепить соблюдая
пропорции. Кроме этого дети лепят различных
животных.
II квартал. Основное внимание направленно
лепке сюжетных композиций. Учат лепке
посуды двумя новыми способами: лепка
из колец, выбирание глины – лепится внешняя
форма, а затем степлером из нутри затирается,
делаются внутреннее углубление. Перед
украшением изделие выравнивается, делается
ровная поверхность.
Работа декоративная – по мотивам глиняных
образцов.
III квартал. Большое внимание уделяется
коллективной работе (птицеферма, зоопарк,
футбольное поле). Даются мерки, чтобы
знать каждый размер фигурки. Предлагаются
картины, предметные ситуации, дети выбирают,
что им нравится и лепят.
Примеры лепки
Лепим ромашку
Лепим из пластилина Божью Коровку
Все дети любят божьих коровок. До сих пор существует множество детских стишков, которые малыши произносят, держа божью коровку на ладони. Ну например, самый известный:
"Божья коровка,
Лети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки -
Всем по одной,
А тебе ни одной".
После этого божью коровку следует подкинуть,
а если она еще и улетит, то радости у ребенка
на целый день хватит.
Поэтому лепят божьих коровок дети всегда
с радостью. Чтобы слепить эту коровку
нам с дочкой понадобился красный и черный
пластилин. Сначала мы разделили красный
кусок на две одинаковые части и слепили из
них туловище.
К туловищу приделали по три лапки с каждой стороны, потом скатали шарик из черного пластилина - получилась голова. К голове прилепили рожки, глазки и прочертили ротик. В самом конце на спинку прилепили черные точки, вот и получилась настоящая божья коровка. Теперь можно брать ее на ладошку, читать стихотворение и подкидывать вверх. Но будьте осторожны! Пластилиновые божьи коровки хорошо липнут к потолку!
Лепим стрекозу
Лепим мышку
Подделка из пластилина Гусеница
Сегодня мы будем
лепить веселую гусеницу. Нам понадобится
кусок красного пластилина для туловища,
немного зеленого пластилина, для
головы и совсем немного белого и
черного пластилина, чтобы сделать
гусенице глазки.
Для начала слепим туловище. Раскатайте
кусок красного пластилина в колбаску,
отделите от колбаски небольшой кусочек
и пока уберите (из него Вы позже сделаете
рожки). Оставшуюся колбаску ножом нужно
разделить на девять кусочков. Каждый
последующий кусочек должен быть чуть
более предыдущего.Из кусочков катаем
шарики, и каждый шарик немного сплющиваем
между большим и указательным пальцами,
чтобы получились толстенькие таблеточки.
Далее слепливаем их друг с другом, и у
нас получается туловище.
Берем кусочек зеленого пластилина
и катаем из него шар, это будет голова.
Затем делаем глаза, рот и приделываем
голову к туловищу.Помните у нас остался
еще один кусочек красного пластилина,
самое время его достать. Из него сделайте
рожки, а еще можно к верху туловища приклеить
по маленькому шарику, тогда гусеница
станет особенно симпатичной.
Чтобы гусеница не скучала, мы решили подарить
ей листик.
Лепим петушка-гребешка
Лепим уточку и гуся
Лепим поросенка
Лепим ослика
Часы из пластилина
Начнем, пожалуй с циферблата, который мы слепили из жёлтого пластилина. Циферблат получился в виде круглого блина. Далее мы взяли зеленый пластилин, скатали и расплющили длинную полоску и обернули циферблат вокруг, таким образом у нас получился корпус часов. Теперь пришла очередь за цифрами. Т.к. циферблат в диаметре получился не слишком большой, все цифры на него бы не вошли, поэтому мы решили слепить только 4 цифры, а остальные заменить точками. На настоящих часах тоже так бывает. Из синего пластилина были слеплены цифры: три, шесть, еще одна шесть, только перевернутая, которая превратилась в девять, один и два, которые друг за другом превратились в двенадцать. Цифры и точки аккуратно прилепили на циферблат.
Без чего еще не
обходятся часы, конечно же без стрелок.
Из красного пластилина слепили две стрелки,
часовую покороче, минутную подлиннее.
Стрелки прилепите в центр циферблата,
можете посмотреть сколько у вас сейчас
время и поставить стрелки в соответствующее
положение. Чтобы часы устойчиво стояли
сделайте две ножки и прилепите к основанию
часов. У нас получились самые обычные
часы. Теперь, чтобы часы
стали будильником, надо вверху прилепить
так называемые колокольчики, по которым
бъёт молоточек и получается громкий звук.
На что похожи колокольчики? На шапку с
бомбошкой скажут мамы, у пап скорее всего
возникнут другие ассоциации. Но нам сейчас
важнее как их слепить. Мы скатали обычный
шар из оранжевого пластелина. Шар разрезали
стеком пополам, к каждой половинке приделали
по маленькому синенькому шарику и у нас
получились замечательные колокольчики.
Вот и все будильник готов, теперь никто
не проспит.
На самом деле это очень полезная поделка.
Если вы не знаете как научить ребенка
различать время по часам, слепленные
вместе с ребенком часы помогут вам в этом.
Необходимо только сделать часы побольше,
чтобы на циферблат вошли все цифры от
одного до двенадцати. А стрелки лучше
сделать из картона и приделать их на зубочистку,
чтобы можно было крутить стрелки и выбирать
время. Часовую и минутную стрелки для
начала можно сделать разного цвета, чтобы
ребенку было легче их различать.
Лепка жирафа из пластилина
Жирафа можно
найти далеко не в каждом зоопарке.
Вот и у нас он только сегодня
появился. Я думаю все дети мечтают
о таком. Поэтому на этом уроке мы научимся
лепить жирафа.
1. Начнем пожалуй с туловища, которое надо
сделать из приплюснутого шарика желтого
цвета.
2. Теперь из коричневого пластилина сделаем
несколько пятен, и прилепим их на туловище.
3. К задней части туловища прилепим совсем
маленькую колбаску с шариком на конце,
это будет хвостик.
4. Шарик на хвостике надо расплющить и
нанести на получившуюся лепешку полоски
с помощью стека. У нас получился настоящий
хвостик с кисточкой.
Информация о работе Пособие по лепке для детей дошк возраста