Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:17, реферат
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Введение……………………………………………………………………………3
Поведенческая теория личности. Рефлекторная теория поведения………...4
Социальная теория поведения…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………….11
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма
и курортного дела»
Филиал ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма
и курортного дела» в г. Нижний Новгород
Нижегородской
области
Факультет: Менеджмента
Кафедра: Общественных наук
Дисциплина:
Психология и педагогика
Реферат
Тема:
«Поведенческие
теории личности»
Выполнил студент II курса
Группа М-22-10
ФИО студента: Карпик Т.Ю.
Пешкова М.С.
Проверил:
ФИО преподавателя:
Метиева Л.А.
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и ""грамотно" ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам.Наряду с интересом к материальному благосостоянию и бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются - это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходиться иметь дело если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Психология, учебник для гуманитарных вузов под ред. Дружинина В.Н.Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.
Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных "элементов" личности, компоненты ("блоки") личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один их них. Названия элементов и блоков при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки - компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности.Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
1.Поведенческая теория личности
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.
Существуют
два направления в
Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность - продукт научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.
Рефлекторная теория поведения
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Самые простые рефлексы принадлежат к врожденным, или безусловным; они передаются в наследство и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс, «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).Более сложные формы врожденного поведения называются инстинктами.
В условиях внешнего мира, который непрерывно изменяется, кроме безусловных рефлексов, каждому отдельному организму свойственный собственный, индивидуальный опыт. Одни и те же безусловные рефлексы могут выполняться как в ответ на наследственно заданные раздражители, так и на те сигналы, с которыми данный организм встречается лишь в своей индивидуальной жизни. Такие рефлексы называются условными.
Условны рефлексы — это приобретены в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых ее организм приспосабливается к переменчивым влияниям среды. Условные рефлексы не передаются в наследство, а набуваються в процессе учебы. Условный рефлекс образуется тогда, когда какое-то внешнее событие совпадает по времени с той или другой деятельностью организма или подкрепляется безусловным рефлексом.
В течение жизни производятся много сложных условных рефлексов, которые становятся частью нашего жизненного опыта. Двигательные условные рефлексы, которые производятся человеком в течение жизни, называются навыками, или автоматизированными действиями, с помощью которых человек осваивает новые двигательные умения, производит новые формы поведения.
Следовательно, наше поведение определяется: 1) внутренними потребностями и 2) конкретными внешними условиями, к которым мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов. Следовательно, наше поведение не только активно и целеустремленно, но и тонко и точно приспособленная к окружающим условиям.
ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ. Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям.Умение руководить своим поведением, вовремя ее изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческой реакции — одна из «важных черт воспитанного человека.
Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение) и условно торможение (когда происходит постепенное угасание условного рефлекса в результате его непидкрипьлення безусловным раздражителем). Те условны рефлексы и навыки, которые перестают иметь для человека жизненно важно значение или не подкрепляются, погасают. Вместо них в процессе учебы производятся другие формы поведения (условны рефлексы), которые лучше приспосабливают организм человека к условиям окружающей среды.
С точки
зрения бихевиористов, можно по заказу
сформировать любой тип личности - труженика
или бандита, поэта или торговца. Например,
Уотсон не делал никаких различий между
выработкой эмоциональных реакций у человека
и слюноотделительного рефлекса у собаки,
полагая, что все эмоциональные свойства
личности (страх, тревога, радость, гнев
и т.д.) являются результатом выработки
классических условных рефлексов. Скиннер
утверждал, что личность - это совокупность
социальных навыков, сформировавшихся
в результате оперантного научения. Оперантом
Скиннер называл любое изменение среды
в результате какого-либо моторного акта.
Человек стремится совершать те операнты,
после которых следует подкрепление, и
избегает тех, за которыми следует наказание.
Таким образом, в результате определенной
системы подкреплений и наказаний человек
приобретает новые социальные навыки
и, соответственно, новые свойства личности
- доброту или честность, агрессивность
или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер
Б.Ф., 1978).
Бихевиористы считают, что личность формируется
и развивается в течение всей жизни по
мере социализации, воспитания, научения.
Однако ранние годы жизни человека они
рассматривают как более важные. Основа
любых знаний, способностей, в том числе
творческих и духовных, по их мнению, закладывается
в детстве. В личности рациональные и иррациональные
процессы представлены в равной мере.
Их противопоставление не имеет смысла.
В одних случаях человек может четко осознавать
свои поступки и свое поведение, в других
- нет.
В качестве элементов личности в бихивиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущи конкретному человеку, определяется его социальным опытом. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы - продукт общества, воспитания.
Важно
подчеркнуть, что проблема подкрепления
у бихевиористов не сводиться только к
пище. Представители этого направления
утверждают, что для человека существует
своя экологически валидная иерархия
подкреплений. На ребенка наиболее мощным,
после пищевого, подкреплением является
активное подкрепление (смотря телевизор,
видео), затем - манипулятивное (поиграть,
порисовать), далее - посессиальное (от
англ. - владеть) подкрепление (посидеть
на папином стуле, надеть мамину юбку)
и, наконец - социальное подкрепление (похвалить,
обнять, ободрить и т.д.).
2.Социальная теория поведения
Одной из первых отдельных концепций социальной психологии была теория социально-инстинктивного поведения, автором которой был английский психолог В. Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» была опубликована в 1908 году. Именно в этом году социальная психология окончательно стала самостоятельной наукой. Также символичным является то, что в этом же году социолог Э. Росс опубликовал свой труд под названием «Социальная психология» - то есть и психолог и социолог выбрали темой своих трудов социальный вопрос.
Макдугалл утверждал, что поведением социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждения Макдугалла во всеобщем стремлении как человека так и животного к достижению цели. Эту концепцию он противопоставлял последователям бихевиоризма, которые говорили о поведении как о реакции на какой либо внешний стимул. Индивидуальные склонности каждого человека, его наследственность, определяет круг инстинктов.
Все человеческие инстинкты выражаются посредством эмоций. Макдугалом были перечислены семь основных инстинктов, которым соответствуют семь эмоций: инстинкт борьбы, например, выражается страхом и гневом, инстинкт воспроизведения рода соответствует ревности и женской робости, чувство принадлежности относится к стадному инстинкту. Также, по утверждению Макдугалла, благодаря врожденным инстинктам были созданы такие социальные институты как семья; торговля, война и другие социальные процессы. Из-за этого утверждения проводилась параллель между идеей Макдугалла и Дарвиновской теорией, несмотря на то, что перенесенная на социум теория Дарвина теряла свою научную ценность.