Поведенческие теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Поведенческая теория личности. Рефлекторная теория поведения………...4
Социальная теория поведения…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 Гипотеза  Макдугалла обрела огромную популярность в начале ХХ века. Однако эта теория привела к негативным последствиям: объяснение поведения человека его инстинктами, узаконивало любые иррациональные, импульсивные поступки не только отдельной личности, но и всего общества в целом. В последующие годы развития социальной психологии происходила борьба с идеей социальных инстинктов.

  Итак, проанализировав первичные  теории социальной психологии можно  сказать, что они действительно  сильно повлияли на последующее развитие этой науки. Во-первых, они поставили перед наукой действительно важные проблемы, такие как первичность личности либо социума, детерминантах социального поведения и т.д. Во-вторых все подходы, рассматривая эти вопросы, подходили к ним как со стороны психологии так и со стороны социологии. Но несмотря на такие плюсы этих первых концепций, они были все еще слабы, хотя бы из-за недостаточности исследовательской практики, с помощью которой было бы возможно подтвердить определенные теории.

 Тем не менее, самым главным является то, что благодаря этим, пускай не совершенным концепциям, социальная психология стала самостоятельной  наукой. 

 По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детермированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции - обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие "поведенческий потенциал", которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости полкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано). 
  
Если в рамках рефлекторного направления в поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным. Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом "могу- не могу).А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: "могу", то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: "не могу", - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать: 
   Прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то сейчас, по видимому смогу; 
Самоинструкция; например, "я могу это сделать!";Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь,музыка,любовь);(самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, "если другие могут, то и я смогу!".Дж. Роттер выделяет 2 основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации.Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи между своим поведением и их результатами, по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный локус контроля. "Экстерналы" - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный ". 

   
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Исследовав различные теории личности, мы можем сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности. Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека. Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.      

  Oднако точки зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, в теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и значения в этом процессе жизненных кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов. В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).

  Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого человека - важное условие внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

  В заключение следует отметить, что на современном этапе развития психологии данный раздел науки, несмотря на свою бесспорную значимость исследован недостаточно, в каждой из теорий имеется ряд пробелов и несоответствий. На мой взгляд, в первую очередь это связано с уникальностью личности как таковой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, под редакцией Дружинина В.Н. СПб: Питер, 2007г.
  2. Психология. Учебник, Тихомиров О.К., М: "Высшее образование", 2006г
  3. Психология. Учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А., М: "Юрайт-Издат", 2007г.
  4. http://referatwork.ru/refs/source/ref-23302.html
  5. http://psycholog.ucoz.ru/index/povedencheskaja_bikhevioristskaja_teorija_lichnosti/0-62
  6. http://mypsixol.ru/obshhaya-psixologiya-i-istoriya-psixologii/71-obshhaya-xarakteristika-povedencheskix-teorij-lichnosti.html
 

 

Информация о работе Поведенческие теории личности