Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:57, контрольная работа
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, печаль, радость, любовь, надежда, печаль, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общей групповой названии. Блейлера (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием «афективнисть.
Эмоции всегда субъективны. Они прежде выполняют функцию отображения субъективного отношения человека к окружающей среде и к себе самой.
В эволюционном развитии психики эмоции выполняли простейшие, хотя и жизненно необходимые функции. Они прогнозировали изменения окружающей среды, причем делали это комплексно, целостно, без детального анализа. Эмоциональный отклик базируется на отражении наиболее общих, устойчивых и частых признаков полезных и вредных факторов. На основе возникающей эмоции человек получает возможность быстро принять ориентированное решение о значении нового сигнала и его возможных последствиях (полезно / вредно).
В отличие от мышления эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Переживание - непосредственное отражение человеком своего собственного внутреннего мира. Поэтому в эмоции всегда переплетены два мира: объективный (через свойства раздражителя, вызывающего определенную реакцию) и субъективный (через отношение человека к этому объекту и в целом к ситуации. Переживания, возникающие у человека, являются своеобразными сигналами, которые информируют о том, что в данный момент наиболее актуально, насколько эффективно идет процесс удовлетворения потребностей, насколько велики препятствия, возникающие перед ним, что необходимо выделить как главный фактор данного момента жизнедеятельности.[11]
Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща производить все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Значит, чтобы действовать не хаотически, не от случая к случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в других – изменяют их, в третьих – создают новые.
Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.
Личность развивается, не только согласуюсь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе.
Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.
Физиологической основой
волевого действия (воли) является блокирование
(торможение) или активизация
Однако следует отметить, что одновременно и эмоциональные процессы пытаются подавить волевые усилия и распространить свое влияние на познавательную сферу деятельности человека. Это связано с условно-рефлекторной природой воли.[12]
В современных условиях деятельности
сотрудников правоохранительных органов
успех выполняемой ими работы,
эффективность совместного
Заключение
В заключении стоит
отметить, что данная работа имеет практическое
значении. Знание особенностей психических
явлений очень важно для каждого человека.
С помощью психических процессов мы познаем
мир. Описанные в работе особенности нашего
восприятия, мышления, памяти, речи подскажут
каждому как развивать и совершенствовать
те или иные процессы, так как это важно
для познавательной деятельности. Психические
состояния могут оказывать как положительное,
так и отрицательное влияние на дело человека
в целом. Необходимо учиться контролировать
свои состояния для того, чтобы добиваться
более высоких профессиональных результатов.
Также это важно для коммуникации и самореализации
личности. Психические свойства, выражающиеся
в способностях, направленности личности,
ее темпераменте и характере, играют определяющую
роль для человека в выборе профессии,
рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему
надобно определить основные черты своего
характера, узнать к какому типу темперамента
вы относитесь. Все эти знания помогут
реализовать себя в жизни и найти свое
призвание.
Введение
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.
Современная культурная
ситуация решительно требует существенного
пересмотра традиционных образовательных
парадигм, которые сегодня оказываются
уже несостоятельными в смысле обеспечения
развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века
Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым
рядом других выдающихся мыслителей со
всей определенностью были заявлены исключительная
враждебность европейской культуры человеку
и неизбежность ее сокрушительного краха,
что позднее было исчерпывающе подтверждено
многими событиями этого столетия. В настоящее
время мы можем наблюдать нарастающий
крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма
во всех сферах человеческой деятельности,
особенно отчетливо проявившийся в последнее
десятилетие на так называемом советском
и постсоветском пространстве. Этот процесс,
конечно, не мог не затронуть и такую определяющую
сферу жизни общества, как образование,
сделав его привычные содержание и формы
неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом
становится многополярным и поликультурным,
а ведущими тенденциями современного
образования являются его гуманизация
и гуманитаризация, диалогизм и проектность.
В этой связи уже есть и понимание того,
что образование и обучение - очень разные
вещи, и что образование не должно быть
просто трансляцией. Однако, сегодня меняются
образовательные методологии и технологии,
даже содержание образовательных программ
и учебных планов, но не сама сущность
образования, которая пока остается совершенно
неизменной, поскольку все еще не произошло
главной ментальной перемены в этом контексте.
По-прежнему отсутствует понимание того,
что образование не должно просто транслировать
культуру, и тем более - какую-то бы ни было
монокультуру. Трансляция же культуры,
обнаружившей свою враждебность, репрессивность
по отношению к человеку, культуры, терпящей
крах, вообще вряд ли может быть признана
разумной. А это значит, что должны измениться
смыслы, цели и ценности образования.
Глава II. Направления
развития современной системы образования
2.1 Изменение целей образования в современном мире.
Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое субкультурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия. Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.
Конечно, подобное изменение
Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.
Еще одна проблема
2.2 Основные тенденции развития современного образования
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.