Познавательные и эмоционально-волевые процессы как форма проявления психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных  технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Переход от концепции  функциональной подготовки к концепции  развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.

Перечисленные тенденции определяют основные направления  в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов  от прямого обучения к индивидуальному  контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику. Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:

– вести безоценочный диалог с коллегами;

– определять степень  взаимодополнения и взаимообогащения различных методических концепций при условии сохранения их самобытности и самостоятельности;

– формулировать  проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на личности».

Выпускнику  современной школы нужны не сумма  знаний и умений, а способности  к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога.

2.3 Современные методы обучения

 Наибольшим вниманием в настоящее время в различных системах образования в связи с обозначенными выше стратегическими направлениями развития пользуются: метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.

Основными средствами обучения все больше становятся современные средства, в первую очередь: текстовый компьютерный редактор; телекоммуникации; технология гипертекста или интерактивные мультимедиа.

Метод проектов - более высокий уровень кооперации, совместной деятельности учащихся над  предложенной им учителем( по программе) или выбранной самостоятельно проблемой. В этом случае учащиеся полностью самостоятельно разрабатывают весь проект, ставят промежуточные задачи, намечают результаты.

Если использовать при этом компьютерную технологию, в частности телекоммуникации, то в этот процесс могут быть вовлечены  учащиеся и учителя не только одной  школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира. Речь в этом случае идет уже о глобальных телекоммуникациях, которые представляют собой принципиально новый подход в обучении.

Глобальные  телекоммуникации способствуют развитию критического мышления, лаконичности и логики в выражении точек зрения. Школьные сочинения, написанные учениками совместно по сети, оценивались независимыми экспертами значительно выше, чем написанные для учителя, как по содержанию, грамотности, так и по композиции, стилистике языка. Результаты многих совместных экологических, естественно-научных телекоммуникационных проектов используются серьезными научными центрами, социологическими службами в разных странах мира.

Коллинз (1991) , разрабатывая концепцию развивающего обучения, отмечает ( в плане тактики реформирования образования) тенденции к- повороту от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека. Они используют различного рода упражнения, задания, базы данных, обсуждают, исследуют проблему, организуют мозговые атаки, пишут сочинения, другие письменные работы, разрабатывают проекты. Они учатся пользоваться компьютерной технологией и применять ее в своих конкретных проектах. Такие проекты, как правило, носят межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они учатся работать с разными источниками информации, в том числе и видео. Группа учащихся или отдельный ученик могут выбрать тему проекта за пределами программного материала и, пользуясь, различными методами, в том числе и телекоммуникацией, создавать свою газету, информационный листок, базу данных, пр.;

- поворот от  сообщения знаний и их запоминанию  (закреплению) к самостоятельному  поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов, концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании работы, разработке плана или при работе над проектом. Подобное руководство может предусматривать возможность выбора проекта, предложений по поиску литературных источников, телекоммуникационной активности или по организации эксперимента. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя;

- поворот от  работы с более успевающими  учениками к работе со всеми  учащимися. Группа учеников, которые  работают над проектом, включая и телекоммуникационные проекты, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая, таким образом, учителя для работы с отдельными учениками или группами;

- значительное  увеличение активности учащихся. Метод проектов и кооперирование, по данным исследования Браунс и Компионе(1990), существенно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно степень осмысления материала;

- контроль знаний, базирующийся не тестировании, может  быть с успехом заменен результатами  работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать в этом существенную помощь, предоставляя возможность учителю наблюдать динамику процесса овладения каждым учеником определенной темы;

 

- соревновательный  подход заменяется на кооперирование, на сотрудничество. Специальные исследования показали, что обучение в группах значительно эффективнее( если оно грамотно организовано), чем при индивидуальном или состязательном обучении. Такое обучение значительно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Обсуждение материала, усвоенного в таких группах, показывает более высокий уровень осмысления материала, глубины аргументирования, теоретического, концептуального осознания;

- поворот от  овладения всеми учениками одного  и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Подобный подход основывается на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в данной области различны. Каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию. В дидактике отмечается тенденция учитывать этот непростой факт. Как люди различного культурного уровня по-разному воспринимают одну и ту же телевизионную передачу, так и ученики с различной подготовкой, культурным и социальным опытом, по-разному воспринимают познавательный материал.

 

Заключение

Таким образом,  можно выделить следующие основные направления развития образования в современном мире:

  • Смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,
  • Превращение знаний в основной общественный капитал,
  • Развитие концепции непрерывного образования,
  • Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,
  • Диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.
  • Активизации процесса использования Интернет - технологий  и других новых технологий в современном школьном образовании,
  • Интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации,
  • Развитие дистанционного обучения,
  • Внедрение новых информационных технологий (НИТ) в образование 
    Список использованной литературы

Информация о работе Познавательные и эмоционально-волевые процессы как форма проявления психики человека