Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:03, курсовая работа
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности ученик. К малышу в этот период предъявляются новые обязанности, новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.
ВВЕДЕНИЕ.
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.»
С. Т. Шацкий.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко.
«Естественное состояние ребёнка состоит в деятельности, подвижности, активности, непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим «указанием природы» должен руководствоваться учитель-воспитатель.»
К. Д. Ушинский.
В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица детей мучительно bottom ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроках? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить детям сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на ученика усилиями его самого? Как воспитать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не было стыдно перед родителями, обществом? Как это сделать, какими методами, средствами?
Одно из таких средств я вижу в игре. Цель моей работы – рассмотреть возможности игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию, и результат учения младших школьников.
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности ученик. К малышу в этот период предъявляются новые обязанности, новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.
Психологи считают, что в целом
уровень психического и физического
развития детей-шестилеток позволяет
им успешно справляться с
Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребёнка есть опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все, будут ли с ним дружить, не будут ли его обижать?
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ИГРЫ.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и методология исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ:
В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:
Цель: выявить влияние педагогических методов на формирование познавательных интересов младших школьников.
В связи с чем, были проведены следующие методы исследования:
2. Формирующий.
Цель: показать, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.
Для реализации этой цели был проведен ряд уроков по различным предметам:
3. Контрольный.
Цель: проверить эффективность используемых методов при активизации познавательного интереса.
В связи с чем, были проведены следующие методы исследования:
2.2. Анализ и результаты исследования
Как указывалось выше, экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ: СШ № 4 г. Лида (3 «Б» класс) и Гезгаловской гимназии (2 «А» класс).
В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов. На первом констатирующем этапе, целью которого было выявить влияние педагогических методов на формирование познавательных интересов младших школьников, были проведены следующие методы исследования:
Цель: выяснить какие методы обучения преподаватели начальных классов используют в своей работе, определить использование каких из них они считают наиболее эффективными, узнать, согласны ли учителя с правильностью выдвигаемой гипотезы.
Использовала метод анкетирования. (Приложение 4)
В анкетировании участвовали преподаватели начальной школы №4 города Лида, имеющие высшую и первую категории со стажем работы от 14 до 25 лет.
Они в своей работе используют различные группы методов:
Данные можно увидеть в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Часто используемые методы обучения по источнику знаний
Данные можно увидеть в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Часто используемые методы обучения по характеру познавательной деятельности
К единому согласию преподаватели пришли в том, что уровень сформированности познавательного интереса младших школьников зависит от использования различных педагогических методов.
Необходимо помнить, что перечисленные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.
Цель: определить степень изменения познавательного интереса учащихся 2 «Б» класса в зависимости от изменения используемых методов.
Наблюдения проводились на различных уроках: литературное чтение, математика, трудовое обучение – результаты наблюдений отражены в схемах. (Приложения 5-7)
В результате проведенных наблюдений удалось установить, что на развитие познавательного интереса детей, различные методы оказывают различное влияние.
Дети с дефектами
речи или замкнутые в себе
предпочитают наглядные и практические
методы. В отличие от детей, которые
характеризуются высокой
Наглядные методы заинтересовывают основную массу детей, но, не смотря на это, мы должны помнить, что наглядностей не должно быть много, так как в этом случае они превращают урок в игру, и могут потерять свое обучающее значение.
Эффективность использования
различных методов также
В результате вышесказанного видно, что использование различных методов позволяет повысить степень познавательного интереса учащихся. Наибольшей степени усвоения знаний можно достигнуть только при комплексном использовании всех выше указанных методов, так как в зависимости от предмета и особенностей детей, они оказывают различное влияние на развитие их познавательного интереса.
В результате констатирующего этапа эксперимента удалось установить, что уровень познавательного интереса детей различен и зависит от использования различных педагогических методов. Установлена следующая закономерность, чем больше правильнее подобраны методы обучения, тем выше будет уровень сформированности познавательного интереса, что дает возможность перейти к формирующему этапу эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента ставилась цель: показать, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.
Для реализации этой цели было проведено несколько уроков:
Анализ урока 1
Я считаю, что поставленные задачи достигнуты, так как все были включены в работу, на вопросы отвечали заинтересованно не испытывая трудностей, давая полные ответы. Вся запланированная работа была выполнена.
• Словесные: рассказ учителя, беседа о особенностях музыкальных произведений, объяснение;
• Наглядные: иллюстрация и демонстрация.
• Практические: отработка навыков игры на ДМИ, постановки музыкально-ритмических движений.
Анализ урока 2
1. 3 «Б» класс 4 школа.
2. Тема урока: Э. Распе „ Приключения борона Мюнхаузена''.
3. Тип урока : комбинированный.
4. Это четвёртый урок в разделе „Зарубежная литература". Первый урок знакомства с зарубежным писателем Э. Распе и его одним из рассказов о приключениях борона Мюнхаузена. На последующих двух уроках будем продолжать знакомиться с рассказами Э. Распе.
5. Задачи:
• Познакомить с рассказами Э. Распе.
• Отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного и сознательного чтения.
• Развивать речь, мышление, творчество; обогащать словарный запас.
• Воспитывать интерес к чтению и фантазированию.
Я считаю, что поставленные задачи достигнуты, так как все были включены в работу, на вопросы отвечали заинтересованно не испытывая трудностей, давая полные ответы. Вся запланированная работа была выполнена.
6. Использовались различные методы обучения: