Практическое исследование педагогических методов формирования познавательных интересов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности ученик. К малышу в этот период предъявляются новые обязанности, новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.

Файлы: 1 файл

Курсовая ..doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

«Игра, это жизненная  лаборатория детства, дающая тот  аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной  обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы  детства.»

С. Т. Шацкий.

«Каков ребёнок в игре, таков  во многом он будет в работе, когда  вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего  в игре.»

А. С. Макаренко.

«Естественное состояние ребёнка  состоит в деятельности, подвижности, активности, непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим «указанием природы» должен руководствоваться учитель-воспитатель.»

К. Д. Ушинский.

В последние годы я  часто задаю себе вопрос: каким  быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица детей мучительно bottom ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроках? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить детям сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на ученика усилиями его самого? Как воспитать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не было стыдно перед родителями, обществом? Как это сделать, какими методами, средствами?

Одно из таких средств я вижу в игре. Цель моей работы – рассмотреть  возможности игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию, и результат  учения младших школьников.

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности ученик. К малышу в этот период предъявляются новые обязанности, новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.

Психологи считают, что в целом  уровень психического и физического  развития детей-шестилеток позволяет  им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В тоже время приходится учитывать, что шестилетки отличаются  повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения.

Психологическое напряжение, возникающее  у первоклассников, впервые переступивших  порог школы, возникает как результат  реакции на изменившуюся, непривычную  обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребёнка есть опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все, будут ли с ним дружить, не будут ли его обижать?

 

 

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ИГРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.  Методы  и методология исследования

Экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ:

    1. СШ № 4 г. Лида (3 «Б» класс);
    2. Гезгаловской гимназии (2 «А» класс).

В рамках исследования был  проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:

  1. Констатирующий.

Цель: выявить влияние педагогических методов на формирование познавательных интересов младших школьников.

В связи с чем, были проведены следующие методы исследования:

  • Опросный метод (анкетирование), с целью выяснить какие методы обучения преподаватели начальных классов используют в своей работе, определить использование каких  из них они считают наиболее эффективными, узнать, согласны ли учителя с правильностью выдвигаемой гипотезы.
  • Наблюдение с целью определить степень изменения познавательного интереса учащихся  2 «Б» класса в зависимости от изменения используемых методов.

2. Формирующий.

Цель: показать, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.

Для реализации этой цели был проведен ряд уроков по различным  предметам:

  • Урок литературы в 3 «Б» классе по теме: «Приключения Барона Мюнхаузена».
  • Урок музыки по теме: «Путешествие в сказку. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковский».

3. Контрольный.

Цель: проверить эффективность используемых методов при активизации познавательного интереса.

В связи с чем, были проведены следующие методы исследования:

  • Наблюдения с целью определения коэффициента общей активности учащихся.

 

2.2. Анализ и  результаты исследования

Как указывалось выше, экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ: СШ № 4 г. Лида (3 «Б» класс) и Гезгаловской гимназии (2 «А» класс).

В рамках исследования был  проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов. На первом  констатирующем этапе, целью которого было выявить влияние педагогических методов на формирование познавательных интересов младших школьников, были проведены следующие методы исследования:

  1. Опрос

Цель: выяснить какие методы обучения преподаватели начальных классов используют в своей работе, определить использование каких  из них они считают наиболее эффективными, узнать, согласны ли учителя с правильностью выдвигаемой гипотезы.

Использовала метод  анкетирования. (Приложение 4)

В анкетировании участвовали  преподаватели начальной школы  №4 города Лида, имеющие высшую и  первую категории со стажем работы от 14 до 25 лет.

Они в своей работе используют различные группы методов:

  1. В классификации методов обучения по источнику знаний наиболее часто используются: рассказ (82%), беседа(100%), объяснение (100%), работа с печатными изданиями (80%), иллюстрация (100%), демонстрация (83%), упражнение (92%), практическая работа (100%), решение задач (79%).

Данные можно увидеть  в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Часто  используемые методы обучения по источнику знаний

  1. В классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности наиболее эффективными считают использование метода проблемного изложения (71%), исследовательского (46%) и объяснительно-иллюстративного методов (66%).

Данные можно увидеть  в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Часто используемые методы обучения по характеру познавательной деятельности

 

К единому согласию преподаватели  пришли в том, что уровень сформированности познавательного интереса младших  школьников зависит от использования  различных педагогических методов.

Необходимо помнить, что  перечисленные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

 

  •  

  • 2. Наблюдение
  • Цель: определить степень изменения познавательного интереса учащихся  2 «Б» класса в зависимости от изменения используемых методов.

    Наблюдения проводились  на различных уроках: литературное чтение, математика, трудовое обучение – результаты наблюдений отражены в схемах. (Приложения 5-7)

    В результате проведенных наблюдений удалось установить, что на развитие познавательного интереса детей, различные методы оказывают различное влияние.

    Дети с дефектами  речи или замкнутые в себе  предпочитают наглядные и практические методы. В отличие от детей, которые  характеризуются высокой степенью активности, общительности, эмоциональности, они предпочитают метод беседы, но так же им нравится выполнять практические работы.

    Наглядные методы заинтересовывают основную массу детей, но, не смотря на это, мы должны помнить, что наглядностей не должно быть много, так как в  этом случае они превращают урок в  игру, и могут потерять свое обучающее значение.

    Эффективность использования  различных методов также зависит  и от того, на каком уроке они  используются. Например, на уроках труда  метод практической работы вызывает интерес даже у тех детей, которые  на уроках языка и математики его игнорируют.

    В результате вышесказанного видно, что использование различных  методов позволяет повысить степень  познавательного интереса учащихся. Наибольшей степени усвоения знаний можно достигнуть только при комплексном  использовании всех выше указанных методов, так как в зависимости от предмета и особенностей детей, они оказывают различное влияние на развитие их познавательного интереса.

     

    В результате констатирующего  этапа эксперимента удалось установить, что уровень познавательного  интереса детей различен  и  зависит от использования различных педагогических методов. Установлена  следующая закономерность, чем больше правильнее подобраны методы обучения, тем выше будет уровень сформированности познавательного интереса, что дает возможность перейти к формирующему этапу эксперимента.

     

    На формирующем этапе эксперимента ставилась цель: показать, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.

    Для реализации этой цели было проведено несколько  уроков:

    • Урок литературы в 3 «Б» классе по теме: «Приключения Барона Мюнхаузена». (Приложение 8)
    • Урок музыки по теме: «Путешествие в сказку. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковский». (Приложение 9)

    Анализ урока 1

    1. Тема: Путешествие в сказку. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковский.
    2. Тип урока: изучение нового материала.
    3. Цели: формировать знания учащихся о балете, опираясь на их музыкальный опыт; учить детей надпредметным навыкам сравнения, обобщения путём переноса знаний и представлений, полученных при восприятии искусства на окружающий мир; изучить влияние использования различных методов на развитие познавательного интереса; развивать творческую инициативу и самостоятельность детей, певческий голос, добиваясь стройности звучания, единства в манере пения; развивать способность к сочувствию, состраданию; способствовать закреплению эмоционально–устойчивого, положительно–окрашенного интереса учащихся к музыкальным занятиям.

    Я считаю, что поставленные задачи достигнуты, так как все  были включены в работу, на вопросы  отвечали заинтересованно не испытывая  трудностей, давая полные ответы. Вся  запланированная работа была выполнена.

    1. Использовались различные методы обучения:

    • Словесные:   рассказ  учителя,   беседа   о особенностях музыкальных произведений, объяснение;

    • Наглядные: иллюстрация  и демонстрация.

    • Практические: отработка навыков  игры на ДМИ, постановки музыкально-ритмических движений.

    1. Использование различных видов деятельности: игры на ДМИ, отработка МРД, слушание музыки, работа с музыкальной терминологией, пение.
    2. Время распределено на всех этапах урока рационально и связки между этапами логичны. Все этапы урока работали на главный этап - изучения главного материала.
    3. На уроке атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.
    4. Материал соответствует программным требованиям.
    5. В течение урока я смогла убедиться в том, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.

     

    Анализ урока 2

    1. 3 «Б» класс 4 школа.

    2. Тема урока:  Э. Распе „ Приключения борона Мюнхаузена''.

    3. Тип урока : комбинированный.

    4. Это четвёртый урок в разделе „Зарубежная литература". Первый урок знакомства с зарубежным писателем Э. Распе и его одним из рассказов о приключениях борона Мюнхаузена. На последующих двух уроках будем продолжать знакомиться с рассказами Э. Распе.

    5. Задачи:

    • Познакомить с рассказами Э. Распе.

    • Отрабатывать  навыки  беглого,  осознанного,   выразительного  и сознательного чтения.

    • Изучить влияние использования различных методов на развитие познавательного интереса.

    • Развивать речь, мышление, творчество; обогащать словарный  запас.

    • Воспитывать интерес  к чтению и фантазированию.

    Я считаю, что поставленные задачи достигнуты, так как все  были включены в работу, на вопросы  отвечали заинтересованно не испытывая  трудностей, давая полные ответы. Вся  запланированная работа была выполнена.

    6. Использовались различные методы обучения:

    Информация о работе Практическое исследование педагогических методов формирования познавательных интересов младших школьников