Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:03, курсовая работа
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности ученик. К малышу в этот период предъявляются новые обязанности, новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.
• Словесные: рассказ учителя, работа с книгой, беседа по прочитанному тексту;
• Наглядные: иллюстрация и демонстрация.
• Практические: отработка навыков чтения.
7. На уроке использовался наглядный материал: портрет писателя и героя рассказов, ТСО (телевизор) фрагмент мультфильма, таблички с пословицами.
8. Время распределено на всех этапах урока рационально и связки между этапами логичны. Все этапы урока работали на главный этап - изучения главного материала.
9. На уроке атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.
10. Материал соответствует программным требованиям.
11. В течение урока я смогла убедиться в том, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.
Формирующая часть эксперимента показала, что в любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга. Если мы говорим о применении в данный момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В связи с этим необходимо большое значение уделять правильному выбору методов обучения, для чего необходимо руководствоваться следующими критериями:
|
Соответствие методов принципам обучения. | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Приходим к выводу о том, что понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, поэтому метод обучения в каждом конкретном случае должен конструироваться педагогом, а от правильности подбора метода будет зависеть уровень сформированности познавательного интереса.
Контрольный этап эксперимента позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверить эффективность правильного подбора используемых методов обучения для активизации познавательного интереса младших школьников и определить коэффициент общей активности класса.
Для реализации этой цели проводилось наблюдение.
Наблюдения проводились независимым экспертом за различными уроками: литературное чтение, музыка – результаты наблюдений отражены в схемах. (Приложения 10 - 11)
В результате проведенных наблюдений удалось установить, что на развитие познавательного интереса детей, различные методы оказывают различное влияние. Эффективность использования методов также зависит и от того, на каком уроке они используются.
В результате контрольного этапа эксперимента установлено (на основе схем наблюдений № 5 - 6), что коэффициент общей активности класса равен:
Установим коэффициент общей активности учащихся на констатирующем этапе эксперимента:
Сравнив эти данные видно, что коэффициент общей активности класса на контрольном этапе эксперимента выше, чем на констатирующем этапе.
Из вышесказанного следует, что повышенный интерес к обучению, вызван правильным подбором методов обучения. Увеличение интереса и активности на занятиях стало причиной роста общей информированности обучающихся и более полного усвоения материала, что способствует повышению эффективности учебного процесса.
2.3. Вывод по практическому исследованию
Контрольный этап эксперимента позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку усвоения детьми экспериментальной программы.
В соответствии с чем, были выделены несколько уровней принятия решения о правильном подборе методов обучения, с целью повышения уровня сформированности познавательного интереса детей:
Наименование решения |
Характеристика данного уровня принятия решения |
Стереотипные решения |
Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Уровень познавательного интереса детей наименьший, дети мало заинтересованы в обучении. |
Решения типа проб и ошибок |
Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Уровень познавательного интереса детей нестабилен и колеблется. |
Оптимизированные решения |
Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. Уровень познавательного интереса детей наиболее развитый, дети заинтересованы участием в учебном процессе. |
На основе проведенного исследования удалось подтвердить правильность поставленной гипотезы о том, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированная научно-
Таким образом разработка данной проблемы привлекла внимание многих ученых педагогов-психологов.
Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, которые показали, что в современных условиях совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличения их объема и глубины, порождает все новые формы и методы обучения детей, которые способствуют повышению уровня сформированности познавательного интереса младших школьников.
Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.
Успех сформированности познавательного интереса школьников зависит от методов обучения, используемых в учебном процессе начальной школы, от умения учителя правильно построить учебный процесс и от умения ученика понимать содержание материала. Нельзя допустить изоляции одного метода обучения от другого.
Проведенная опытно-педагогическая работа, анализ опыта учителей и посещения уроков в начальной школе показали, что уровень сформированности познавательного интереса младших школьников зависит от правильности использования различных педагогических методов. Однако учителя не всегда правильно, рационально и обоснованно используют методы обучения. Необходимо чтобы всего было в меру, чрезмерное увеличение каким-либо методом отвлекает от цели занятия (в данном случае познавательный интерес учащихся снижается).
Правильной реализации выбора необходимого метода обучения необходимо уделять должное внимание на всех уроках начальной школы, тогда нам удастся достигнуть должного уровня сформированности познавательного интереса.
На основе проведенного исследования удалось подтвердить правильность поставленной гипотезы о том, что уровень познавательного интереса младших школьников зависит от эффективного использования педагогических методов.