Права ребенка и его обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Множество проблем ,стоящих на пути взаимопонимания учителя и ребен-
ка чаще всего случается из-за незнания обеими сторонами своих прав и обя-занностей.
Актуальность моей работы состоит в том, что и учителя,и дети ,и их ро-дители связаны тесной связью( каждый из обеих сторон общеобразователь-ного процесса должен знать свои права и обязанности ) и знание этих правил и обязанностей должно стоять на первом месте при решении конфликтов в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВАЯ ЧАСТЬ
§ 1.Права и обязанности учителя в России.
§ 2.Права и обязанности ребенка в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

реферат - копия.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ОСНОВАЯ ЧАСТЬ

§ 1.Права и обязанности учителя в России.

§ 2.Права и обязанности ребенка в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение.

       Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае ,если не будет ущемлять права других людей .  В государственных общеобразовательных учреждениях и у детей , и у учителей есть права и обязанности ,разница лишь в том, что учителя больше знают и умеют и несут больше ответственности . Дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоста-вить себе такие права ,которые могут принести вред им самим и окружаю-щим .

    Множество проблем ,стоящих на пути взаимопонимания учителя и ребен-

ка чаще всего случается из-за незнания обеими сторонами своих прав и обя-занностей.

    Актуальность  моей работы состоит в том, что и учителя,и дети ,и их ро-дители  связаны тесной связью( каждый из обеих сторон общеобразователь-ного процесса должен знать свои права и обязанности ) и знание этих правил и обязанностей должно стоять на первом месте при решении конфликтов в общеобразовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        
                                             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.    

1.Права  и обязанности учителя в России.

         Права и обязанности учителя – это одна из наиболее острых проблем современной школы. Ученики все чаще заявляют о своих правах, но далеко не каждый педагог четко знает, в чем заключаются его обязанности. Итак, на что же имеет право учитель?

                       2.Права и обязанности ребенка в России.

      Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер ().

 

  • Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком  признается лицо, не достигшее  возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

2. Каждый  ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 

3.Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

     При отсутствии родителей, при  лишении их родительских прав  и в      других случаях  утраты родительского попечения  право ребенка на воспитание  в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

 

    Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладывают-ся предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Поэтому одним из основных принципов семейного законодательства (ст. 1 СК) является защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

 В отношении  детей, лишившихся по каким-то  причинам своей семьи, обеспечение  права на воспитание в семье  означает то, что при выборе  форм воспитания детей преимущество  отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (см. ст. 123 СК и комментарий к ней).

3. Ребенок имеет  право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции  ООН о правах ребенка). Это право  ограничено прежде всего тем,  что в некоторых случаях получение  сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден. До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.

4. Право ребенка  на заботу со стороны родителей служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).

5. Ребенок имеет  право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в т.ч. и в том случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка государства - участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных.

  • Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

 

1. Ребенок  имеет право на общение с  обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими  родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей  ребенок имеет право на общение  с каждым из них. Ребенок имеет  право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок,  находящийся в экстремальной  ситуации (задержание, арест, заключение  под стражу, нахождение в лечебном  учреждении и другое), имеет право  на общение со своими родителями  и другими родственниками в порядке, установленном законом.

предусматривает право ребенка на общение с  обоими родителями и другими родственниками. Это может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения  брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений. Однако если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка, можно его запретить или отложить на время. Например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием. При этом лицо, которому поручена забота о детях, руководствуется п. 3 ст. 150 СК (см. комментарий к этой статье).

 Существование  права ребенка на общение с  обоими родителями означает также,  что он обладает правом на  общение с тем из них, который  проживает отдельно. При этом  следует руководствоваться ст. ст. 66, 67 СК (см. комментарий к ним). Когда же сам несовершеннолетний сталкивается с необходимостью защиты своего права на общение, действует ст. 56 СК (см. комментарий к ней).

 Особую сложность  представляет осуществление права  ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. На этот счет действует п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка следующего содержания: ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

2. Экстремальную  ситуацию в контексте п. 2 ст. 55 СК следует понимать как чрезвычайную, необычную, сопряженную с вынужденной  изоляцией ребенка. Создание подобного  рода ситуации может вызываться разными причинами, примерный перечень которых свидетельствует, что речь идет об особого рода обстоятельствах. В их числе и те, что связаны с более или менее продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его неправомерным поведением. Однако даже здесь право на общение ребенка с родителями, родственниками не перестает существовать. Так, ст. 26 ИТК разрешает краткосрочные и длительные свидания осужденным (в том числе несовершеннолетним) с родителями, усыновителями, родными братьями и сестрами, дедом, бабушкой. Пункт 62 Типового положения о специальном учебно - воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1681), не допускает ограничения или лишения воспитательных контактов воспитанника с родителями (лицами, их заменяющими). Как родители, так и эти лица имеют право посещать воспитанника без каких-либо ограничений. При этом им создаются условия для временного проживания (п. 70 того же Положения). Что же касается самого воспитанника, то его право на переписку, телефонные переговоры и т.п. предусматривается п. 56 указанного Положения. Администрация учебно - воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением может отпустить воспитанника домой на каникулы.

 Как экстремальную  можно также рассматривать обстановку, когда ребенок тяжело болен  и нуждается в госпитализации  или не может находиться дома  из-за инвалидности. У него также  возникает потребность в общении с родителями, родственниками. Так, ВИЧ - инфицированный ребенок в возрасте до 15 лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также иными законными представителями в стационаре учреждения, оказывающего помощь несовершеннолетнему (Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)" - СЗ РФ, 1995, N 14, ст. 1212).

 Приводимый в п. 2 ст. 55 СК перечень ситуаций, которые  относятся к экстремальным, исчерпывающим не является. На практике могут возникнуть и другие. При их возникновении будет применяться п. 2 ст. 55 СК.

  • Право ребенка на защиту

1. Ребенок  имеет право на защиту своих  прав и законных интересов.

 

Защита прав и  законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом  полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет  право на защиту от злоупотреблений  со стороны родителей (лиц,  их заменяющих).

При нарушении  прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные  лица организаций и иные граждане, которым станет известно об  угрозе жизни или здоровью  ребенка, о нарушении его прав  и законных интересов, обязаны  сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В ст. 56 СК впервые  вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст. ст. 54 - 58, 60 СК. Защита его прав как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.). Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

2. Защита прав  и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст. ст. 26, 28 ГК, ст. ст. 53 - 65, 150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (см. комментарий к ст. 66 СК). Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (см. комментарий к п. 2 ст. 123 СК).

Информация о работе Права ребенка и его обязанности