Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:14, методичка

Описание работы

1. Настоящие Правила безопасности являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях и пионерских лагерях.

Содержание работы

I. Общие положения
II. Требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса и спортивному инвентарю
III. Дополнительные требования безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту (требования изложены по разделам учебной программы)
IV. Оказание доврачебной помощи пострадавшему и порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися

Файлы: 1 файл

196_Правила занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

46. Беговые дорожки должны быть  специально оборудованы, не иметь  бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка  должна продолжаться не менее  чем на 15 м за финишную отметку.

47. Прыжковые ямы должны быть  заполнены взрыхленным на глубину 20 - 40 см песком.

Песок должен быть чистым, грунт разровнен.

48. Места, предназначенные для  метаний, располагаются в хорошо  просматриваемом месте, на значительном  расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог, площадок для  детей). Длина сектора для приземления снарядов должна быть не менее приведенной в таблице (в метрах):

 

Категория занимающихся

Снаряды

Диск

Молот

Ядро

Копье

Граната и мяч

Юноши и мальчики

50

60

17

70

60

Девушки и девочки

26

-

9,5

29

35


 

49. Место проведения занятий  по лыжной подготовке (профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения) должно тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

50. Учебная площадка для начального  обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4°.

Размер площадки выбирается с таким  расчетом, чтобы постоянная дистанция  между двигающимися лыжниками была не менее 10 м.

51. Учебный и тренировочный склон  должен иметь уплотненный снег  без каких-либо скрытых под ним камней, пней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелостей и обнаженных участков земли.

52. Катки с искусственным ледяным  покрытием должны иметь толщину  льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10 мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см.

53. Катки и конькобежные дорожки  должны иметь ровную, без трещин  и выбоин поверхность. Все возникающие  повреждения поверхности льда немедленно ограждаются.

Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадь не менее 8 м2 на одного учащегося.

54. Освещенность открытых спортивных  площадок должна быть не менее  величин, приведенных в таблице:

 

№ п/п

Наименование вида спорта

Наименьшая освещенность, лк

Плоскость и зона, в которых нормируется  освещенность

Примечания

1

2

3

4

5

1

Баскетбол, волейбол, ручной мяч 7х7

50

Горизонтальная на поверхности  площадки

Вертикальная освещенность должна быть обеспечена в плоскости, проходящей через продольную ось площадки с обеих сторон

 

30

Вертикальная на высоте от 1 до 5 м  от поверхности площадки

2

Гимнастика спортивная и художественная, тяжелая атлетика, борьба

30

Горизонтальная на поверхности  площадки

3

Легкая атлетика

     
 

А) Прыжки в длину

50

Горизонтальная на поверхности  ямы и на расстоянии не менее чем  за 20 м до ямы на дорожке

 
 

Б) Прыжки в высоту

50

Горизонтальная в зоне отталкивания и приземления

 
 

В) Толкание ядра

30

Горизонтальная на поверхности  внутри кольца и сектора

 
 

Г) Метание гранаты

50

Горизонтальная на поверхности  дорожки для разбега не менее 10 м перед планкой

 
 

В секторе для приземления снарядов

30

Горизонтальная по поверхности  остальной дорожки для разбега

 
   

10

Вертикальная на высоте до 15 м от поверхности сектора

 
 

Д) беговая дорожка

50

Горизонтальная на поверхности  дорожки

 

 

В. Требования к спортивному инвентарю и  оборудованию

 

55. Все спортивные снаряды и  оборудование, установленные в закрытых  или открытых местах проведения  занятий, должны находиться в  полной исправности и надежно закреплены.

Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном  журнале. Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приведены в приложении 4**.

56. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов. Детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.

57. Жерди брусьев каждый раз  перед началом учебного года  должны ремонтироваться по всей  длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить.

58. Гриф перекладины перед выполнением  упражнений и после их окончания  необходимо протирать сухой тряпкой  и зачищать шкуркой.

Пластины для крепления крюков растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

59. Бревно гимнастическое не  должно иметь трещин и заусенцев  на брусе, заметного искривления.

60. Опоры гимнастического козла  должны быть прочно укреплены  в коробках корпуса.

При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.

61. Гимнастические маты должны  вплотную укладываться вокруг  гимнастического снаряда, обеспечивая  площадь соскока или предполагаемого  срыва и падения.

62. Мостик гимнастический должен  быть подбит резиной, чтобы  исключить скольжение при  отталкивании.

63. Мячи набивные используются  по номерам строго в соответствии  с возрастом и физической подготовленностью  учащихся.

64. Вес спортивных снарядов для  метания должен соответствовать  возрасту и полу согласно правилам  соревнований.

65. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда (приложение 5)**.

66. Лыжный инвентарь следует  подбирать в соответствии с  росто-весовыми данными учащихся  и подгонять индивидуально:

палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

поверхность лыж не должна иметь  перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов, скользящая поверхность просмолена и смазана  специальной мазью в соответствии с погодными условиями.

 

 

III. Дополнительные требования  безопасности при проведении  занятий по физической культуре  и спорту (требования изложены  по разделам учебной программы)

 

 

А. По разделу "Гимнастика"

Б. По разделу "Легкая атлетика"

В. По разделу "Лыжная подготовка* (коньки)

Г. По разделу "Плавание"

 

А. По разделу "Гимнастика"

67. Гимнастический зал должен  быть подготовлен к уроку согласно  задачам, вытекающим из требований  учебной программы.

68. При занятиях в гимнастическом  зале необходимо использовать магнезию или канифоль, которые хранятся в специальных укладках или ящиках, исключающих распыление.

69. При разучивании и выполнении  наиболее сложных гимнастических  упражнений на брусьях необходимо  применять следующие методы и  способы страховки в зависимости от упражнения:

 

Размахивание в  упоре

 

Разучивается на низких брусьях. При  размахивании в упоре на предплечьях  надо одной рукой держать ученика  за руку у плеча (обязательно спереди), а другой, подводя снизу под  жердью, подталкивать по ходу маха вперед под спину, не забывая своевременно убирать руку.

 

При размахивании в упоре на руках  вначале следует поддерживать ученика  двумя руками снизу жердей (одной  под грудь, другой под спину), усиливая махи, а в дальнейшем подстраховывать, накладывая ладонь на руку ученика выше локтя (удерживая ее на жерди).

 

Подъем махом назад  из размахивания в упоре на предплечьях

 

Стоя сбоку, одной рукой захватить  ученика за руку ближе к плечу, а второй по ходу маха назад подтолкнуть  под бедра снизу (под жердями). Если подъем выполняется на концах брусьев, можно помогать, усиливая мах двумя руками - одной под живот, а другой под бедра.

 

Подъем махом вперед из упора на руках

 

Помощь оказывают снизу под  спину (рука снизу между жердями). Возможно падение вперед, когда после  подъема при махе назад плечи остаются впереди. В этом случае надо поддержать ученика за руку (выше локтя) или быть наготове подхватить под грудь (снизу).

 

Кувырок вперед из седа ноги врозь

 

Вначале помогают, подталкивая одной  рукой под спину ученика, а  другой держа за ногу (за голень). В дальнейшем помощь оказывают двумя руками, подкладывая их под спину.

 

Подъем разгибом из упора на руках

Когда подъем выполняется в сед  ноги врозь, помогают легким толчком  под спину; одной рукой держат в области лопаток, а другой - таза, удерживая его перед разгибом над жердями.

При подъеме в упор держат ученика  одной рукой за руку у плеча (сверху), а другую подкладывают под спину  и помогают легким толчком.

Из размахивания в упоре на концах лицом наружу соскок с перемахом  через одноименную жердь и поворотом на 90°

Стоя сбоку, со стороны опорной  руки, необходимо держать ее одной  рукой выше локтя (обязательно спереди), а другой за предплечье, помогая  в момент перемаха и соскока выполнить  движение плечом вперед - в сторону.

 

Из виса присев на нижней жерди толчком под подъем в упор на верхнюю жердь

 

Подложив ладонь под поясницу, энергичным нажимом вверх-вперед по ходу движения (по отношению к туловищу) помочь приблизить таз к верхней жерди  и выйти в упор. Стоять надо под  верхней жердью сбоку, лицом к ученику и к концу толчка ногами другой рукой захватить спереди за голень, помогая удерживаться в упоре.

 

Из виса лежа на нижней жерди подъем переворотом в упор на верхнюю жердь

 

Помощь оказывают двумя руками, держа одной за поясницу, а другой за плечо, стоя сбоку внутри брусьев. При выходе в упор придержать ученика за носок ноги.

 

Спад и подъем завесом  с перехватом за верхнюю жердь

 

Сопровождать ученика по ходу движения, придерживая и помогая двумя  руками (под спину). Стоять сбоку  внутри брусьев. Вначале целесообразно оказать помощь нажимом на бедро маховой ноги.

 

Соскок углом назад

 

Стоя снаружи, одной рукой держать  за руку (опорную) выше локтя, а другой нажимом сбоку изнутри помочь выполнить соскок. Можно поддерживать ученика сзади двумя руками за поясницу. Если ученик не может правильно выполнить перемах, лучше стоять внутри брусьев и держать его одной рукой за руку у плеча, а другой подтолкнуть (под бедро) ноги в сторону.

 

70. При разучивании и выполнении  наиболее сложных гимнастических  упражнений на перекладине необходимо применять следующие методы и способы страховки в зависимости от упражнения:

 

Вис прогнувшись

 

Разучивается на низкой перекладине. Необходимо одной рукой держать  ученика за запястье, другой поддерживать за ноги, помогая принять нужное положение. Страховать можно и накладывая ладонь сверху на кисть, прижимая ее к снаряду, чтобы она не соскользнула.

 

Мах дугой из упора

 

При разучивании упражнения на низкой перекладине на помощь ставят двух человек (по бокам от выполняющего мах). Они находятся впереди у перекладины, стоя к ней плечом, и подводят руки под снаряд, чтобы с началом движения подхватить тело снизу одной рукой (дальней от снаряда) под ноги, а другой под спину.

При разучивании упражнения на высокой  перекладине учитель стоит под грифом сбоку от ученика и старается удержать от преждевременного спада вниз (поддерживая под таз и спину), направляя движение вперед по дуге. Особо внимательным надо быть в момент окончания маха вперед и первого маха назад, чтобы подхватить ученика двумя руками.

 

Вис на согнутых ногах

 

Рукой придерживать за голени ближе  к стопам, предохраняя от соскальзывания ног со снаряда. При выполнении соскока  в упор присев поддерживать ученика  снизу, подводя одну руку под плечо, а другой удерживая тело под живот, чтобы помочь вовремя согнуть ноги и мягко приземлиться, предохраняя от падения плашмя.

 

Перемахи в упоре

 

На низком снаряде поддерживать за руки, стоя спереди-сбоку от ученика; ближней рукой прочно обхватить  руку ученика выше локтя, а другой поддерживать за предплечье (но не наоборот), регулируя движение тела в нужную сторону. При перемахах из упора верхом в упор сзади или перемахах на высоком снаряде удобнее помогать сохранять равновесие, крепко держа ученика за носок ноги.

 

Подъем завесом

 

Помощь оказывают по ходу движения нажимом сверху на бедро маховой ноги, другой рукой поддерживают ученика под спину. Стоять сбоку, со стороны маховой ноги.

 

Подъем переворотом

 

В момент маха ногой подтолкнуть  ученика снизу под бедро, помогая  прижаться животом к перекладине, а другой рукой поддержать под плечо (или под спину). Когда ученик ляжет животом на перекладину, нужно поддержать его за ногу, чтобы удержать в нужном положении при разгибании тела. При подъеме переворотом на высоком снаряде помогают в момент сгибания ног (после предварительного подтягивания) толчком снизу под поясницу, поддерживая другой рукой под плечо, чтобы не дать преждевременно разогнуть руки и помочь сделать переворот. После выхода в упор придержать за носок ноги.

 

Размахивание в  висе на низкой перекладине и соскоки махом назад и махом вперед

 

Придерживать ученика за запястье, сопровождая движение до окончания  упражнения. Стоять сбоку, с той стороны  перекладины, куда будет выполняться  соскок.

 

Размахивание в  висе на высокой перекладине и  соскоки

 

Стоя под перекладиной сбоку, сопровождать движение тела ученика по ходу маха и быть наготове поддержать под грудь  или под спину.

 

71. Учащиеся должны знать и  строго выполнять Инструкцию  для школьников при занятиях  гимнастикой (пункт 1 приложения 6).

 

Б. По разделу "Легкая атлетика"

72. При сильном ветре, пониженной  температуре и повышенной влажности  необходимо увеличивать время,  отведенное на разминку перед  выполнением легкоатлетических  упражнений (разминка должна быть  более интенсивной).

73. Обувь учащихся должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не стеснять кровообращения.

74. Во время проведения занятий  по метанию нельзя находиться  в зоне броска, пересекать эту  зону. Находясь вблизи зоны метания,  нельзя поворачиваться спиной к направлению полета объекта метания.

75. Запрещается производить произвольные  метания, оставлять без присмотра  спортивный инвентарь для толчков  и метаний, в том числе инвентарь,  который не используется в  данный момент на уроке.

76. Хранить и переносить спортивный инвентарь для метаний следует в специальных укладках.

Информация о работе Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах