Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:05, реферат
Введение (понятие о правовом воспитание.)
Особенности правосознания подростков.
Цель правового воспитания подростков.
Основные формы правового воспитания подростков.
Правоохранительная деятельность и условия ее организации.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу “Педагогика”
Ф.И.О
Студент 16 гр. ЗФО
Факультета Социальной Педагогики и Психологии
Специальность: Социальная работа
(социально-психологическая деятельность)
№ зачетной книжки:
Вариант №11
Работа зарегистрирована
__________________20___г.
Методист ______________________
Проверил:_____________
Витебск, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Введение (понятие о правовом воспитание.)
- Особенности правосознания подростков.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ
1.ВВЕДЕНИЕ
Правовое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на специально организованной, сознательно осуществляемой, систематической, взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания (государственных органов, общественных организаций, педагогов, родителей, учащихся) по трансляции правовой культуры, правового опыта с учетом потенциальных возможностей воспитанников. Сущность данного процесса состоит в переводе внешнего, объективного (правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов) во внутреннее, субъективное личностное достояние воспитанников (правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом).
С термином «правовое воспитание»
в тесной связи находится «правовое
просвещение». На сегодняшний день
под термином правовое просвещение
следует понимать как целенаправленную
и систематическую деятельность
государства и общества по формированию
и повышению правового сознания
и правовой культуры в целях противодействия
правовому нигилизму и
2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Деформации и дефекты правосознания приводят к девиациям.
Подростки с противоправным
поведением имеют, как правило, довольно
низкий уровень нравственно-правовой
культуры. В юридической и специальной
психолого-педагогической литературе,
анализирующей правосознание
Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.
Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.
В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.
В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.
В-пятых, наблюдается зависимость
правосознания
Отсюда следует, что важнейшим
средством профилактики и педагогической
коррекции противоправного
Как сказано в учебнике по педагогике, правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.3
3. ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Цель правового воспитания подростков заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.4 Достижение этой цели осуществляется путем:
а) усвоения подростками определенной суммы знаний о правовых нормах;
б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе;
в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства;
г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.
Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания подростков:
- наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;
- стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
- активизация интереса подростков к приобретению правовых знаний;
- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
- учет психологических особенностей школьников.
4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Основой правового воспитания
подростков является их правовое просвещение.
Правовые знания содействуют правильному
пониманию общественных явлений, способствуют
развитию социальной активности граждан,
дают возможность правильно
Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения подростков; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения подростков должно включать в себя изучение Конституции РБ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.
Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для подростков обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Основными формами правового просвещения в воспитании подростков являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать cвое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).6
5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И УСЛОВИЯ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Важной составной частью процесса правового воспитания подростков является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.
Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.7
Одно из важнейших условий педагогически правильной организации правоохранительной деятельности — создание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятельства: раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.
Другим важным условием является
обеспечение каждому подростку
активной позиции, т. е. предоставление
им возможности проявлять
Следующее важное условие организации правоохранительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.
Существует еще одно важное
требование к организации
Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.
Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию подростков, по пропаганде правовых знаний среди населения.
Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, которые, согласно Конституции РБ, обязаны заботиться о воспитании подростков, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.
Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.9