Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:26, контрольная работа
В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы.
Таким образом, полноценное интеллектуальное научение дополняется научением умениям. Научение у человека представляет собой сложный многоступенчатый процесс, протекающий на разных уровнях. Так, один уровень включает сенсорное и моторное научение. При сенсорном научении формируется различение образов восприятия, а также процессы узнавания и опознания. При моторном научении происходит выбор и объединение движений в соответствующие программы, их дифференцировка, генерализация и систематизация. Их синтез – сенсомоторное научение – обеспечивает формирование двигательных программ под контролем образов восприятия и представления. Результаты этих видов научения выражаются в форме сенсорных, моторных и сенсомоторных умений и навыков.
На когнитивном уровне
научения у человека формируются
процессы обнаружения, анализа, отбора,
обобщения и закрепления
Научение осуществляется
на основе наблюдения, осмысливания упражнений
и самоконтроля, которые управляются
сознательно поставленными
Перечисленные уровни и виды научения вычленены в определенной мере искусственно. Фактически в ходе научения человека они тесно переплетены и взаимосвязаны. Однако каждый из них имеет определенные особенности. Кроме того, эти уровни выступают и как генетические ступени научения. Однако предшествующие уровни не исчезают и не теряют своего значения, они только перестраиваются, подчиняются научению последующего уровня и начинают входить в его структуру. Например, на самых высоких уровнях когнитивного научения в него входят и усвоение фактических знаний, и усвоение новых практических действий, и формирование новых образов восприятия, а также моторных дифференцировок
ПОНЯТИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ
Научение может быть стихийным,
возникать в общении и
Его более распространенная форма – школьное обучение, однако элементы обучения находятся и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях и др.
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд здесь указана ситуация любого обучения. Действительно, до обучения у человека нет какихто знаний, умений или навыков. После обучения они появляются. Откуда они появляются? От учителя, который обладает этими знаниями и навыками и передает их ученику. Этот процесс передачи и есть обучение. Но знания, умения и навыки, так же как и представления, понятия – ведь это не физические предметы, которые можно передавать из рук в руки или «перекладывать» из головы в голову. Знания, умения и навыки – это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить» от когото – они должны получиться в результате психической активности самого учащегося. Если нет встречной его активности, то никаких знаний, умений и навыков у него не появляется. Это хорошо знает по личному опыту каждый педагог, когда факт отсутствия у учеников встречной психической активности обозначает такими словами, как их «невнимание», «лень», «неспособность».
Следовательно, отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемого, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.
ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это:
1) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
2) практические (упражнение, тренировка, самоуправление);
3) наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала).
Также выделяют методы: организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
По характеру (степени
самостоятельности и
1) объяснительноиллюстративный – осуществляется как лекция, рассказ, демонстрация опытов и др. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знаниязнакомства»;
2) репродуктивный – преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы и т. д.; в результате формируются «знаниякопии»;
3) метод проблемного изложения – используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска;
4) частичнопоисковый, или эвристический – заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
5) исследовательский . После анализа материала, постановки проблем обучаемые самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и т. д.
Виды обучения: программированное
обучение; проблемное обучение; деловые
игры; производственно-
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В основе программированного обучения лежит обучающая программа , в которой строго систематизируются:
1) сам учебный материал;
2) действия учащегося по его усвоению;
3) формы контроля усвоения.
Учебный материал разбивается на небольшие по объему логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из некоторого числа заранее заготовленных преподавателем программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.
Выделяют программы:
1) линейные – каждый учащийся изучает одинаковую для всех последовательность учебных доз;
2) разветвленные – каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных способностей.
Основные принципы и достоинства программированного обучения:
1) дозированность учебного материала;
2) активная самостоятельная работа ученика;
3) постоянный контроль усвоения;
4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала;
5) возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.
Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программированного обучения – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний иумений.
Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К ним относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебнодидактическими материалами, используемые с целью повышения эффективности учебного процесса.
Выделяют:
1) информационные ТСО – технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.);
2) контролирующие ТСО;
3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей программой, реализуют программированное обучение.
Автоматизированные обучающие
системы (АОС) могут реализовать
линейные, реже – разветвленные
программы. Автоматизация обучения
успешнее реализуется с помощью
ЭВМ. АОС на базе ЭВМ ведет процесс
обучения в диалоговом режиме, где
ЭВМ реализует
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности, разучить думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач. Психологический механизм происходящих при проблемном обучении процессов следующий: сталкиваясь с противоречивой, непонятной, новой проблемой, человек испытывает недоумение, удивление, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обос нование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.
Учебную проблемную ситуацию можно охарактеризовать как психическое состояние мыслительного взаимодействия студента, группы студентов с проблемой под руководством преподавателя. Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию, между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования.
В общем большинство проблемных ситуаций можно свести к случаям нехватки или избытка теоретической или фактической информации. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес.
Выделяют основные условия успешного проблемного обучения :
1) необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
2) обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
3) информация, которую учащийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебнопрофессиональном плане;
4) проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между преподавателями и обучаемыми, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников.
Проблемное обучение ставит своей задачей :
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) усвоение учениками знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Деловая игра является формой
воссоздания предметного и
На этапе разработки деловой
игры следует реализовать следующие
1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;