Предмет педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы.

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 189.82 Кб (Скачать файл)

Для преподавателя представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельно сти, сколько проблема ее адекватного формирования у обучаемых. Фактически речь идет отом, чтобы научить учащихся учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению.

 

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определенная вещь, события, ситуации или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются  с источниками определенной активности человека. Эти источники могут  быть разделены на три основные категории.

1. Внутренние источники Они определяются потребностями человека и могут иметь как врожденный характер, выражающий органические потребности организма, так и обретенный характер, выражающий социальные потребности, формируемые обществом. Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учения имеют потребность в активности и потребность в информации. В жизненных условиях дефицит активности и информации (а иногда – их избыток) порождает у человека отрицательные состояния, называемые утомлением и скукой . Среди общественно формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности и положительные социальные потребности. К ним относятся потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к общественно ценным достижениям и т. д.

2. Внешние источники . Они определяются общественными условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования, ожидания и возможности.

Требования предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения (родители требуют от ребенка есть ложкой, сидеть на стуле, говорить «спасибо»).

Ожидания характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и формы деятельности оно считает нормальным для данного индивида. В отличие от требований ожидания создают общую атмосферу осуществления деятельности, что порой стимулирует сильнее, чем приказ.

Возможности – это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека. Психологический анализ показывает, что поведение человека во-многом зависит от объективных возможностей (особенно если еще не сформировались его личность и ведущие жизненные цели).

3. Личные источники. Они определяются интересами, стремлениями, установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу.

Эти источники активности называют ценностями. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, самоутверждение, самовыражение, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы. Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность отливается в форму учения.

 

СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Учение складывается из определенных действий. Они зависят от положения, которое занимает обучаемый в  поле педагогических воздействий, т. е. от того, какую функцию он выполняет в педагогической ситуации. Это могут быть следующие функции :

1) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

2) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

3) организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

В первом случае учащегося  рассматривают только как объект формирующих воздействий педагога. В основе научения тогда лежат  сообщение обучаемому готовой информации и требование к определенным учебным действиям. Во-втором случае учащийся рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. В основе такого научения лежат поиск и выбор учащимся информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям. В третьем случае учащийся выступает и как объект педагогических воздействий, и как субъект познавательной деятельности. Педагог организует внешние источники поведения так, что они формируют необходимые интересы и ценности учащегося, а последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой информации. В основе такого обучения лежит определенная направленность источников деятельности индивида по отбору и использованию информации и действий.

В соответствии с указанными тремя функциями имеются три основных вида учебных действий:

1) первый имеет характер преподнесения готовых знаний и умений. Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам;

2) второй имеет вид естественного самонаучения . Учение здесь складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, «усмотрение» и осмысливание, творческая деятельность;

3) третий предполагает наличие направляемой познавательной активности ученика. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение понятий и т. д.

Для каждого из этих обучающих  действий характерны свои способы управления деятельностью ученика, свои концепци и и методы обучения. Так, преподнесение готовых знаний и умений выражается в концепции обучения как преподавания. Естественное самонаучение отражается в концепции обучения как стимуляции. Направление познавательной активности выражает концепцию обучения как руководства.

 

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ  ЗАУЧИВАНИЯ. ВНИМАНИЕ И УСТАНОВКА

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего ивнутреннего мира. Мало смотреть – надо видеть, мало слушать – надо слышать. Показ и речь учителя, его указания и требования – только часть всех сведений, которые поступают к ученику. Одновременно идет поток посторонних «шумов». Это и поведение других учеников, и внешность учителя, и птица, сидящая на ветке за окном, и шаги за стеной, и множество других событий, которые непрерывно происходят в микромире классной комнаты. Навстречу им «изнутри» идут воспоминания, ожидания, тревоги и размышления ученика. Между тем психологический эксперимент показывает, что человек одновременно способен воспринимать ограниченный круг объектов (примерно 5–9). Все остальное выступает как смутный общий фон или вообще не осознается.

Определенные предметы, события  или свойства могут вызывать активность сознания, выражающуюся во внимании человека, потому что они связаны с внутренними  источниками его деятельности –  потребностью в информации, жизненными нуждами, общественными интересами. Проявления личности человека в отборе, переработке и использовании  определенных сведений психологи называют установками. Эксперименты и наблюдения показывают важное значение установок индивида в учебной деятельности. Так, две группы студентов заучивали материал одинаковым способом и с тем же количеством повторений. Одна группа была предупреждена, что материал не придется повторять до проверки. Другой группе сказали, что перед проверкой будет возможность повторить задание. Затем неожиданно проверили обе группы. Оказалось, что студенты, надеявшиеся доучить материал, запомнили его значительно хуже. У них не было установки на окончательное заучивание материала.

В исследованиях было показано, что установка определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена»  сохраняет знания лишь до выхода из экзаменационной аудитории. Учение с установкой на приблизительное  заучивание дает приблизительные знания. Более того, восприятие информации без установки на заучивание часто  вообще не дает никаких знаний.

Таким образом, внимание и установка на учение – внешние выражения направленности психической и практической деятельности учащегося на результаты, цели или процесс учения. Такая направленность достигается связыванием этих основных сторон учения с внутренними, внешними и личностными детерминантами деятельности индивида.

 

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЗАУЧИВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными. Их анализ позволяет  выделить главные свойства учебного материала, влияющие на его заучивание.

Первым  свойством учебного материала выступает его содержание . Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения.

Второе  свойство учебного материала – его форма . Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляют на специально препарированных и схематизированных учебных объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Любая из этих форм преподавания учебного материала представляет собой некоторый язык, который служит для передачи определенных сведений.

Третье  свойство учебного материала – его трудность , которая влияет на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Говоря о трудности или легкости материала, обычно имеют в виду, что один материал учащиеся заучивают быстрее и с меньшим количеством пробелов или ошибок, а другой – медленнее, с большими пробелами и ошибками. Исследования показали, что, например, трудность заучивания слов и предложений связана не столько с их значением, сколько с контекстом, в котором они находятся.

Четвертое свойство , влияющее на заучивание учебного материала, – его значение, важность . Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности.

Пятое свойство материала, влияющее на его заучивание, – его осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее и с меньшим числом ошибок и продолжительнее и полнее сохраняется.

Шестое  свойство материала – его структура . Это свойство тесно связано с предыдущим. Осмысленность определяется связями нового с известным. Структура материала – то, как устанавливаются в нем эти связи.

Седьмой фактор , влияющий на заучивание учебного материала, – его объем , т. е. количество входящих в него отдельных элементов. В бессмысленном материале определить количество заучиваемых элементов не представляет особого труда. Сложнее определить объем материала при смысловом заучивании, когда происходит мыслительная его перестройка.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАУЧИВАНИЯ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБУЧЕНИИ

Если учебный материал служит основной предпосылкой, а внутренняя установка – условием, то повторение и упражнение являются основными  средствами заучивания, они нужны  для закрепления, запечатления усваиваемого материала и действий. Однако многие опыты и наблюдения обнаружили, что  само по себе многократное повторение может не давать научения или закрепления  знаний и действий. В частности, показано, что многократное выполнение одних  и тех же действий само по себе не дает их совершенствования, если учащийся не получает информации о результатах  действий– их правильности или ошибочности. Следовательно, повторение нужно не просто для запечатления, а для уточнения и совершенствования знаний и действий, оно есть средство проверки и исправления достигнутых результатов. Крометого, повторение позволяет обнаружить все новые и новые связи элементов учебного материала между собой и с опытом учащегося. Активное повторение, приводящее к заучиванию, – это не просто многократное восприятие, чтение или действие. В активном повторении при каждом новом восприя тии или воспроизведении учащийся психологически имеет дело с несколько иным, новым материалом, обогащенным предыдущей умственной переработкой, пронизанным связями, которые ранее не были обнаружены.

Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического конт роля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм , какими являются:

1) поиски учащимися правильного ответа идей ствий;

2) сигнализация о допущенных ошибках;

3) исправление этих ошибок;

4) реагирование учителя на ошибки.

Как показывает анализ теории и практики обучения, поиск ответов  может осуществляться в форме  самостоятельного конструирования  или альтернативного выбора. Указание ошибок может иметь характер прямой сигнализации или косвенного выявления. Исправление ошибок может достигаться  текущей корректировкой, итоговой корректировкой, подсказкой, поиском.

Информация о работе Предмет педагогической психологии