Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Искусство дизайна возникло в начале ХХ в., поэтому история его довольно коротка. Искусство дизайна появилось с бурным ростом промышленного производства, в объектах которого дизайн играет важную роль. Современная техника не хочет оставаться за гранью искусства. Человек постоянно стремится к прекрасному, и даже машины стали делать как произведения искусства, предмет культуры

Файлы: 1 файл

реферат по педгогике.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Предпосылки возникновения  дизайна, как значимого направления  в педагогике

     Дизайн  – это проектирование объектов, в которых форма соответствует  их назначению, соразмерна фигуре  человека, экономична, удобно и при  этом еще и красива.

     Искусство  дизайна возникло в начале ХХ в., поэтому история его довольно коротка. Искусство дизайна появилось с бурным ростом промышленного производства, в объектах которого дизайн играет важную роль. Современная техника не хочет оставаться за гранью искусства. Человек постоянно стремится к прекрасному, и даже машины стали делать как произведения искусства, предмет культуры.

     В 1919 г. в Германии была создана высшая школа «Баухауз», где наряду с проектированием начали разрабатывать эстетику функционализма. Велись поиски принципов формообразования в бытовой среде и архитектуре. В данном случае речь идет о целенаправленном формировании всей окружающей человека предметной среды.

     Уникальность «Баухауза» заключалась в том, что эта школа была одновременно производственными мастерскими и учебным заведением. В интернациональную по своему составу группу преподавателей входили крупные художники и архитекторы. Воспитание нового поколения художников-конструкторов не мыслилось вне тесной связи с живой практикой промышленного производства.

     Главной  задачей обучения была разработка  для промышленности моделей утилитарных  вещей повседневного обихода  с учетом новейших достижений, как техники, так и современного  искусства. Все процессы формообразования  строго увязывали с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами.

     В процессе  развития дизайна в странах  территории бывшего СССР может  быть выделено три этапа:

этап возникновения ( 20-е годы); этап возрождения ( 60-е годы); современный этап развития дизайна.

      В 20-е  г. в советском дизайне формируются  оригинальные творческие концепции В.Татлина, К.Малевича, А.Родченко, А.Веснина, Л.Поповой, В.Степановой, А.Экстер и других, создается школа подготовки дипломированных дизайнеров, формируется профессионально-творческая модель дизайна и дизайнера.

      Преподавание осуществлялось на научной основе, были разработаны специальные программы и методики. Первые два года обучения назвали основным отделением. Здесь студенты получали общехудожественное образование. Были созданы такие дисциплины, как « Пространство», «Обьем», « Цвет», « Графическая конструкция на плоскости», так называемая « Пропедевтика». Творческие концепции А.Родченко, Л.Лисицкого, Л.Поповой и В.Татлина оказали огромное влияние на дизайнерскую подготовку ВХУТЕМАСа.

     В разработанной общей программе ( в 1929 г.)  Основного отделения были сформированы следующие требования: дать студентам всех специальностей общую художественную подготовку, необходимую для решения синтетических художественно-производственных задач на всех факультетах; дать студентам необходимые знания и навыки для решения формальных и элементарно-композиционных задач, на основе всех пространственных искусств.

     ВХУТЕМАС был важнейшим центром генерирования формообразующих и стилеобразующих идей в масштабе искусства ХХ в.

Дизайнеры (художники-производственники, художники-конструкторы) работали тогда  в очень широком диапазоне  предметно-художественного творчества, что способствовало перетеканию  художественных идей внутри этой сферы, рождению формообразующих концепций и созданию оригинальных произведений.

     В 30-е гг. под влиянием развития авиации, покорения воздушной стихии идеи обтекаемой формы, необходимой для самолетов, проникли в другие виды транспортной техники. Это отразилось в новом облике троллейбусов, автомобилей, детских колясок.

     Концепция дизайна Л.Н.Безмоздина  убеждала в том, что преобразовательная деятельность может развертываться на двух уровнях: реальном и идеальном. Идеальное преобразование-труд воображения.

Возможно приемлемых вариантов решений. Всякая форма  может быть «открытой». То есть подвергаться переработке. Достраиванию в процессе ее создания или употребления.

     Многообразие различных подходов и взглядов, имеющих место в истории дизайна, обусловливает и современные тенденции его развития, наиболее популярными из которых являются стайлинг  промышленных изделий их комплексное проектирование. Дизайнеры, работающие над стайлингом, озабочены изменением и усовершенствованием только внешнего вида изделий, без затрагивания внутреннего устройства механизмов. Они стремятся сделать более привлекательными, отвечающими современным требованиям эстетики окраску и форму вещи.

    Комплексный подход к проектированию вещей, прежде всего, является системным, то есть дизайнер озабочен выявлением основных направлений и тенденций в данной области и их связи со смежными отраслями. Например, если потребуется спроектировать пылесос, то дизайнер, прежде всего, будет решать проблему удаления пыли из комнаты, а не  усовершенствования уже существующих пылесосов. Возможно, будут придуманы централизованная система удаления пыли во всем доме или какой-нибудь биологический способ, когда пыль будут поглощать специальные растения или животные.

Психолого-педагогические условия развития творческого мышления.

     Каковы  же факторы и процессы, без  функционирования которых продуктивное  мышление невозможно?

     В целом,  можно выделить 6 блоков, по которым  осуществляется выделение факторов  и процессов функционирования  творческого мышления:

- восприятие и память;

- мышление ;

- воображение и новизна;

- интуиция;

- потребность в самовыражении,  самостоятельность;

- эстетические и морально-этические качества личности.

     Самым многочисленным  по количеству показателей является  блок, связанный с деятельностью мышления.

     Для раскрытия понятия  дизайнерского мышление необходимо  раскрыть механизмы продуктивного  мышления, поскольку они тесно  связаны между собой и имеют  сходную природу. Выразителями  подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В.Келер, К.Коффка и др.)

Продуктивность рассматривается  ими в качестве специфической  черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает  в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики.

     В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью. Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление «барьера прошлого опыта», мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

     Идеи о продуктивном  характере мышления человека, о  его специфике, взаимоотношении  с другими процессами, и прежде  всего с памятью, о закономерностях  его развития разрабатывались  в исследованиях многих советских  психологов (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.А.Самарин, Б.М.Теплов, и др.)

     Продуктивное мышление  характеризуется высокой степенью  новизны получаемого на его  основе продукта, его оригинальностью.

     Продуктивность учащихся  обеспечивает самостоятельное решение  новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту переноса в относительно новые условия, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.

     Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знаковой субъекту структуры.

     Осознание найденного субъектом пути решения, его  проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Основание деления на репродуктивное и продуктивное мышление, как уже отмечалось,- степень новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний. Творческое же мышление следует рассматривать как «крайнюю точку», высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта.

     Результаты многолетних  исследований, анализ педагогического  опыта и литературных данных  послужили основанием для выделения ряда психолого-педагогических принципов, являющихся, как мы полагаем, важным компонентом системы развивающего обучения, обучения, оказывающего значительное влияние на интеллектуальное развитие школьника.

  1. Принцип проблемности.
  2. Принцип гармонического развития различных компонентов мышления.
  3. Принцип формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности,

     Поставив  проблему, учитель должен дать  школьникам самим попытаться  ее решить на основе уже  имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.

     Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций -использование противоречий, конфликта, между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.

     Задачи – проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способы их преодоления.

     Одна из существенных  особенностей продуктивного мышления  – сочетание осознанных, словесно-логических и не находящих адекватного выражения в слове, недостаточно осознаваемых интуитивно-практических компонентов. Словесно-логическое мышление играет ведущую роль на начальном этапе решения проблемы, когда субъект пытается непосредственно применить знакомые ему способы действий, а также на конечном этапе при проверке найденного решения. На основном этапе, когда субъект ищет принципиально новое решение, открывает ключ к нему, главную роль играют интуитивно-практические действия, оперирование образами, использование наглядности, конкретных опор.

     Таким образом, процесс решения проблемы осуществляется в результате тесного взаимодействия различных компонентов мышления и понятийных «вербальных», и практических, и нагядно-образных (играющих ведущую роль в интуитивно-практическом мышлении).

     Говоря о различных  путях решения мыслительных задач,  выполнение умственных действий, следует различать два приема решения задач:

- алгоритмический;

- эвристический;

     Алгоритмический представляет  собой  систему операций, осуществление  которых обеспечивает безошибочное  решение задач. Формирование приемов мыслительной деятельности алгоритмического типа, ориентирующих на формильно-логический анализ задач, закономерно приводящий к выбору соответствующего конкретного способа решения, является необходимым, но недостаточным условием развития мышления.. Длительные упражнения в решении задач на основе алгоритмического типа формируют установку на действие по готовому образцу, сковывают поиск рамками уже известных приемов, и тогда их репродукция становится тормозом в решении задач: возникает «барьер прошлого опыта». Вот почему формирование таких приемов должно сочетаться со специальной работой по вооружению учащихся приемами эвристического типа.

     Данные  приема соответствуют самой природе,  специфике творческого мышления. В отличие от приемов алгоритмического  типа, эвристические приемы ориентируют  не на формально-логический, а  на содержательный, семантический  анализ проблем. Они направляют  мысль решающих на проникновение в суть описываемого в условии предметного содержания.

     Эвристические  приемы, не обеспечивая безошибочности  решения, позволяют действовать  в условиях неопределенности, когда  человек еще не знает, каковы  те существенные признаки, опора на которые приводит к решению проблемы. Эти приемы содержат лишь общие, ориентирующие указания, помогающие в поисках путей решения. Поэтому и обучение, рассчитанном на интенсификацию продуктивного мышления, следует реализовать принцип специального формирования рациональных приемов умственной деятельности, как алгоритмического, так и, особенно, эвристического типа, в их оптимальном сочетании друг с другом, т.е. преимуществом последнего.

     В современной  школе роль мышления возрастает. При современном обучении и ученику необходимо не просто приобрести  знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Информация о работе Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике