Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:50, реферат
Искусство дизайна возникло в начале ХХ в., поэтому история его довольно коротка. Искусство дизайна появилось с бурным ростом промышленного производства, в объектах которого дизайн играет важную роль. Современная техника не хочет оставаться за гранью искусства. Человек постоянно стремится к прекрасному, и даже машины стали делать как произведения искусства, предмет культуры
Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике
Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобно и при этом еще и красива.
Искусство дизайна возникло в начале ХХ в., поэтому история его довольно коротка. Искусство дизайна появилось с бурным ростом промышленного производства, в объектах которого дизайн играет важную роль. Современная техника не хочет оставаться за гранью искусства. Человек постоянно стремится к прекрасному, и даже машины стали делать как произведения искусства, предмет культуры.
В 1919 г. в Германии была создана высшая школа «Баухауз», где наряду с проектированием начали разрабатывать эстетику функционализма. Велись поиски принципов формообразования в бытовой среде и архитектуре. В данном случае речь идет о целенаправленном формировании всей окружающей человека предметной среды.
Уникальность «Баухауза» заключалась в том, что эта школа была одновременно производственными мастерскими и учебным заведением. В интернациональную по своему составу группу преподавателей входили крупные художники и архитекторы. Воспитание нового поколения художников-конструкторов не мыслилось вне тесной связи с живой практикой промышленного производства.
Главной
задачей обучения была
В процессе развития дизайна в странах территории бывшего СССР может быть выделено три этапа:
этап возникновения ( 20-е годы); этап возрождения ( 60-е годы); современный этап развития дизайна.
В 20-е
г. в советском дизайне
Преподавание осуществлялось на научной основе, были разработаны специальные программы и методики. Первые два года обучения назвали основным отделением. Здесь студенты получали общехудожественное образование. Были созданы такие дисциплины, как « Пространство», «Обьем», « Цвет», « Графическая конструкция на плоскости», так называемая « Пропедевтика». Творческие концепции А.Родченко, Л.Лисицкого, Л.Поповой и В.Татлина оказали огромное влияние на дизайнерскую подготовку ВХУТЕМАСа.
В разработанной общей программе ( в 1929 г.) Основного отделения были сформированы следующие требования: дать студентам всех специальностей общую художественную подготовку, необходимую для решения синтетических художественно-производственных задач на всех факультетах; дать студентам необходимые знания и навыки для решения формальных и элементарно-композиционных задач, на основе всех пространственных искусств.
ВХУТЕМАС был важнейшим центром генерирования формообразующих и стилеобразующих идей в масштабе искусства ХХ в.
Дизайнеры (художники-производственники,
художники-конструкторы) работали тогда
в очень широком диапазоне
предметно-художественного
В 30-е гг. под влиянием развития авиации, покорения воздушной стихии идеи обтекаемой формы, необходимой для самолетов, проникли в другие виды транспортной техники. Это отразилось в новом облике троллейбусов, автомобилей, детских колясок.
Концепция дизайна Л.Н.Безмоздина убеждала в том, что преобразовательная деятельность может развертываться на двух уровнях: реальном и идеальном. Идеальное преобразование-труд воображения.
Возможно приемлемых вариантов решений. Всякая форма может быть «открытой». То есть подвергаться переработке. Достраиванию в процессе ее создания или употребления.
Многообразие различных подходов и взглядов, имеющих место в истории дизайна, обусловливает и современные тенденции его развития, наиболее популярными из которых являются стайлинг промышленных изделий их комплексное проектирование. Дизайнеры, работающие над стайлингом, озабочены изменением и усовершенствованием только внешнего вида изделий, без затрагивания внутреннего устройства механизмов. Они стремятся сделать более привлекательными, отвечающими современным требованиям эстетики окраску и форму вещи.
Комплексный подход к проектированию вещей, прежде всего, является системным, то есть дизайнер озабочен выявлением основных направлений и тенденций в данной области и их связи со смежными отраслями. Например, если потребуется спроектировать пылесос, то дизайнер, прежде всего, будет решать проблему удаления пыли из комнаты, а не усовершенствования уже существующих пылесосов. Возможно, будут придуманы централизованная система удаления пыли во всем доме или какой-нибудь биологический способ, когда пыль будут поглощать специальные растения или животные.
Психолого-педагогические условия развития творческого мышления.
Каковы
же факторы и процессы, без
функционирования которых
В целом,
можно выделить 6 блоков, по которым
осуществляется выделение
- восприятие и память;
- мышление ;
- воображение и новизна;
- интуиция;
- потребность в самовыражении, самостоятельность;
- эстетические и морально-этические качества личности.
Самым многочисленным
по количеству показателей
Для раскрытия понятия
дизайнерского мышление
Продуктивность
В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью. Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление «барьера прошлого опыта», мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.
Идеи о продуктивном
характере мышления человека, о
его специфике,
Продуктивное мышление
характеризуется высокой
Продуктивность учащихся
обеспечивает самостоятельное
Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знаковой субъекту структуры.
Осознание найденного субъектом пути решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Основание деления на репродуктивное и продуктивное мышление, как уже отмечалось,- степень новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний. Творческое же мышление следует рассматривать как «крайнюю точку», высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта.
Результаты многолетних исследований, анализ педагогического опыта и литературных данных послужили основанием для выделения ряда психолого-педагогических принципов, являющихся, как мы полагаем, важным компонентом системы развивающего обучения, обучения, оказывающего значительное влияние на интеллектуальное развитие школьника.
Поставив проблему, учитель должен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.
Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций -использование противоречий, конфликта, между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.
Задачи – проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способы их преодоления.
Одна из существенных
особенностей продуктивного
Таким образом, процесс решения проблемы осуществляется в результате тесного взаимодействия различных компонентов мышления и понятийных «вербальных», и практических, и нагядно-образных (играющих ведущую роль в интуитивно-практическом мышлении).
Говоря о различных
путях решения мыслительных
- алгоритмический;
- эвристический;
Алгоритмический представляет
собой систему операций, осуществление
которых обеспечивает
Данные
приема соответствуют самой
Эвристические
приемы, не обеспечивая безошибочности
решения, позволяют
В современной
школе роль мышления
Информация о работе Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике