Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Искусство дизайна возникло в начале ХХ в., поэтому история его довольно коротка. Искусство дизайна появилось с бурным ростом промышленного производства, в объектах которого дизайн играет важную роль. Современная техника не хочет оставаться за гранью искусства. Человек постоянно стремится к прекрасному, и даже машины стали делать как произведения искусства, предмет культуры

Файлы: 1 файл

реферат по педгогике.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  на первый план выдвигаются  задачи умственного развития, формирования  творческого мышления учащихся.

     Функция  учителя – не только донести  до учащихся необходимое для  усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения (сформулировать цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем, т.о. играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика.

     Рассмотрим  основные виды мышления, которые  тесно связаны с продуктивным, а для этого остановимся сначала  на определении творчества.

 Проблемы происхождения,  функционирования, проявления результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков.        

    Число характеристик данного понятия превышает тысячи. В.Н.Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные теоретические взгляды в соответствии с различными подходами к сущностному определению творчества.

  1. Процессуальный (философы – Ж.Лякруа, М.Ортега –и-Гассет, А.Библер, С.Х.Раппопорт; психологи Л.С.Выготский,А.Я.Дудецкий,Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.
  2. Деятельностный  (философы – Аристотель, М.Недонсель, Д.Дьюи, психологи – А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.
  3. Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.), где творчество является проявлением  бессознательного.
  4. Состояние человека (А.Камю, Ж.П.Сартр, А.Мальро), направленное на преодоление человеческих комплексов.
  5. Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) – теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить внутренний мир в реальной форме.                                                                                                                                                                                                                           

     Мы остановимся на определении, которое, как нам кажется, наиболее тесно связано с исследоваемой проблемой.

     Творчество  – активная созидательная деятельность, результатом которой является  создание качественно новых материальных  ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творческое мышление – это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности.

     Рассмотрим  основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим.

     Теоретически-понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

     Теоретико-образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

     Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

     Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

     Элементарное  дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным  возможностям школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.

     Стихийно-дизайнерское мышление

Этому виду мышления присущи  бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

     Системное дизайнерское мышление

Владение логическими  операциями будет выглядеть как  стремление к системности, наличие  новизны, оригинальности, как возможность  принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

     Что касается  третьего уровня (системного дизайнерского  мышления), то говорить о нем  применительно к школьному возрасту не приходится, поскольку оно предполагает достаточно высокий уровень специального образования, что сожжет быть достигнуто лишь на фоне более глубокого общего развития.

     Согласно  научным данным, дизайнерское мышление  включает в себя следующие  параметры:

- конструктивность;

- целесообразность;

- вариативность, гибкость;

- чувство стиля, стилевой  гармонии.

Т.к. в нашем исследовании мы формируем только элементы дизайнерского  мышления, то остановимся лишь на следующих:

- целесообразность –  способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели.

- рациональность –  выбор наиболее выгодных, экономных,  разумных средств для реализации  цели, удобство изобретения.

- новизна и оригинальность  – нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.

- стилевое чутье –  понимание художественных особенностей  общей группы предметов, связанных  ансамблем.

- цветовая гармония  – умение создать цветовые  сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства.

- гибкость – способность  высказывать многообразие идей.

Т.о. основные особенности  дизайнерского мышления можно представить  в следующем виде:

- системное владение  логическими операциями;

- наличие в продуктах  деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию;

- понимание целесообразности  и рациональности вещей;

- знание способов создания  эстетически грамотной вещи и  гармонической среды.

 

     Главным  механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.

     Младшие  школьники учатся не сколько  у учителя, сколько вместе с  ним. Они вместе проходят по  длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом  творчества.

     Различными психологами было выделено от 3 до 13 процессуальных составляющих творческого мышления и этапов его функционирования. Причем точки зрения психологов часто имеют общие компоненты. Так, большинство психологов в качестве 1 этапа выделяют:

- подготовку к данному  процессу (Ж.Адамар, В.Н.Пушкин);

- осознание возникшей  проблемы или потребности и  появление замысла (Д.Дьюи, А.Осборн, Д.Россмэн);

- восприятие окружающей среды и исходной информации (Л.Т.Левчук)

- постановку задачи, сбор  и накопление необходимой информации, знание, умение, навыки для уяснения  и формулирования задачи (Д.Треффмнгер, А.Н.Лук);

- создание образа визуального  мышления, где визуальное мышление есть опосредованное звено между абстрактным мышлением и практикой (В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров).

     Развитие  продуктивного мышления у детей  младшего школьного возраста  заключается в развитии следующих  качеств, лежащих в основе данного  процесса, сформулированных на основе психологически исследованных фактов:

- цепкости и цельности  восприятия;

- различных видов памяти, включая обогащение эмпирического  опыта ребенка;

- логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- воображения на основе ассоциирования образного сравнения, овладение различными способами формирования образов воображения;

- интуиции;

- интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям.

     Развитие  перечисленных качеств осуществляется  в учебно-воспитательном процессе  посредством использования элементов  художественного конструирования  при организации эстетико-педагогических  условий, обеспечивающих функционирование  данных качеств на всех этапах творческой деятельности: воспринимающем, появлении замысла, интуитивном, деятельностном; и основывается на являющейся актуальной для младших школьников чувственно-эмоциональной сфере, задействующей в творческом процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости, путем образно-логического преподавания.

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретений в области математики. М.: Мысль,1970.
  2. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста (сб.статей).- Свердловск, 1983.
  3. Башаева Т.В. Развитие воспитания у детей. Форма, цвет, звук- Ярославль: Академия развития, 199
  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- Просвещение, 1992
  5. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент,1988
  6. Геронимус Т.М. Урок труда(комплект для начальной школы).- М: Просвещение, 1997
  7. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности.//Школа.97.2//
  8. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.- М: Просвещение,1974
  9. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании.-М:Просвещение,1974
  10. Давидчук А.Н. Развитие дошкольников конструктивного творчества.-М: Педагогика,1976
  11. Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников (диссертация).-Екатиринбург,1998
  12. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем.-М: Просвещение,1996
  13. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.-М: Просвещение,1985
  14. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд.-М: Просвещение,1985
  15. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М: Педагогика,1981
  16. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления //Вопросы психологии.78.3//
  17. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна.- «Меджибок» т «Русские словари»
  18. Конышев Н.М. Секреты мастерства.-М: LINKA-PRESS.1997
  19. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир.-М: linka-PRESS.1997
  20. Коган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).-М: политическая литература,1974

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Предпосылки возникновения дизайна, как значимого направления в педагогике