Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:23, реферат
1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004-го объектом стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней.
Преподавание изобразительного искусства в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Мишенькина Н.С., методист кафедры культурологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.
1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004-го объектом стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней. Изменения статьи 7 Закона «Об образовании» привели к тому, что Федеральный государственный образовательный стандарт приобрел рамочный характер.
Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основной школы для 5 классов. В нашем регионе в эксперименте участвуют 38 школ. Таким образом, в Ульяновской области в 2012-2013 учебном году все 1-2 классы, а также 3 и 5 классы пилотных школ будут учиться по стандартам второго поколения. Остальные же продолжат работать по стандартам 2004 года.
Впервые на государственном
уровне обозначена методология стандарта,
которая провозглашена как
Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания. Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний. В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих - спортивная, для четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.
Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.
Так, в ФГОС основной школы [2] определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
А в примерной основной
образовательной программе
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Выпускник научится: понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит
возможность научиться:
Язык пластических искусств и художественный образ.
Выпускник научится: эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит
возможность научиться:
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит
возможность научиться: использ
Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства [4]
№ |
Характеристика деятельности обучающихся |
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
воспринимать произведения искусства; |
анализ, синтез, сравнение (П), личностное переживание (Л) | |
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
участвовать в обсуждении; |
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К) | |
понимать условность художественного образа; |
анализ, синтез, сравнение (П) | |
понимать общее и
особенное в произведениях |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
овладеть основами языка
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого
искусства, художественного конструировани |
моделирование и преобразование объекта (П) | |
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; |
поиск и выделение необходимой информации (П) | |
использовать элементарные
правила перспективы для |
выполнение действий
по алгоритму (П), использование знаково- | |
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; |
использование знаково-символических средств (П) | |
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ, |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; |
использование знаково-символических средств (П) | |
овладеть на практике основами цветоведения; |
выполнение действий по алгоритму (П) | |
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов… |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
овладеть приемами работы различными графическими материалами; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; |
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) | |
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); |
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) | |
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства; |
извлечение необходимой информации (П) | |
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; |
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
изображать в объеме выразительные образы человека; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
моделировать маску, костюм, макеты; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества; |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П) | |
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
создавать эскизы и модели игрушек; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
называть ведущие |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л) |