Преподавание как деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Выступая как составная часть целостного педагогического процесса. обучение несет в себе признаки всех остальных его подструктур. Связь части - обучения, и целого - педагогического процесса, выражается через такое понятие как функции. Функции обучения призваны раскрыть те воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности.

Файлы: 1 файл

семинар8.docx

— 41.82 Кб (Скачать файл)
    1. Функции обучения.

Выступая как составная  часть целостного педагогического  процесса. обучение несет в себе признаки всех остальных его подструктур. Связь части - обучения, и целого - педагогического процесса, выражается через такое понятие как функции. Функции обучения призваны раскрыть те воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности. Как правило выделяют три основные педагогические функции процесса обучения - образовательную, воспитательную, развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема сознания личности, развивающая - с усложнением структуры сознания, воспитательная - с формированием отношений личности.

Образовательная функция выражает то влияние, которое процесс обучения оказывает на формирование сознания и выражается в овладении учащимися знаниями, умениями, навыками и их использовании на практике. В силу этого необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

Знание (в педагогике) можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты  науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.             

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение.

В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Конечным результатом  реализации образовательной функции  является достижение действенности  знаний, выражающейся в сознательном оперировании ими, в способности  привлекать прежние знания для получения  новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная  функция раскрывает ту степень влияния, которое обучение оказывает на процесс развития социальных и межличностных отношений школьника. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Тем более что формирование личности невозможно без усвоения определенных представлений о морали, праве, политике и др. Поэтому воспитательная функция органически вытекает из самого содержания. форм и методов обучения. 

Вместе с тем ее реализация предполагает осуществление и ряда специальных мер, направленных на организацию  процесса взаимодействия учителя и  учеников. В этом случае не первый план выходят методы и средства организации  внутригруппового взаимодействия школьников, направленного на решение учебных  задач. При этом наряду с предметным результатом деятельности появляются предпосылки для изменения системы  отношений школьника к делу, к  товарищам, к себе.

Реализация воспитательной функции предполагает соблюдение ряда условий как при отборе содержания образования, таки при организации  его усвоения. При этом педагогу требуется исходить из правильно  понятых задач воспитания как  на уровне общества в целом, так и  с учетом специфики развития конкретного  детского коллектива. Важнейшим аспектом осуществления воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, во многом определяющих успешность всего процесса обучения.

Развивающая функция раскрывает связь процесса обучения со структурными изменениями психики в процессе обучения. При этом необходимо напомнить, что процесс развития психики  качественно отличается от простого накопления количественных изменений. Развитие связано с самодвижением психики и выражается в изменении самой структурной организации психической жизни человека. Одним из основных факторов структурной перестройки психики выступает социальная ситуация развития. Этот аспект развития более детально изучается в возрастной психологии.

В педагогике основное внимание уделяется развитию как следствию  педагогического воздействия. Процесс  обучения также представляет собой  определенную социальную ситуацию. Ее трансформации на протяжении всего  периода обучения способны вызвать  к жизни как возникновение  новых структурных элементов, так и переструктурирование имеющихся образований. Поэтому обучение объективно представляет собой фактор воздействия, способный обеспечивать развитие психики обучаемых.

Вместе с тем эффективность  развивающего воздействия во многом зависит от структуры и содержания тех процессов, которые реализуются в ходе обучения. В контексте так называемого «традиционного обучения» развитие рассматривается как качественное совершенствование одной или нескольких психических функций. Как правило основное внимание уделяется развитию речи и мышления, поскольку именно с совершенствованием вербально-логических процессов связывают перспективы общего развития школьника. Однако это сужающее понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующей структурной перестройке сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий аспект обучения предполагает реализацию развития личности как целостной системы.

Начиная с 60-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные  подходы к созданию педагогических систем, целенаправленно ориентированных  на реализацию развивающей функции  в полном объеме. Объединяющей идеей  ведущихся научных поисков и  педагогической практики выступает  мысль о необходимости развития творческих способностей обучаемых  к различным видам познания и  деятельности. При этом под способностями  принято понимать такие индивидуально-психологические  особенности личности, которые выступают  условием успешного выполнения определенной деятельности. Развитие способностей существенно зависит от того, насколько  удается сформировать у школьника  свой особый индивидуальный стиль деятельности, оптимальный именно для него, компенсирующий его природные недостатки и максимально  использующий его достоинства.

 

    1. Преподавание как деятельность учителя.

Преподавание как деятельность

 
Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие ни выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразованию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:  

  •  
    в отборе, систематизации, структурировании учителем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности; 
  •  
    в восприятии, осознании и овладении этой информацией и методами работы с нею учащимися; 
  •  
    в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения 
  •  
    деятельности каждого ученика по овладению системой знаний и методов оперирования ими в учебной и производственной работе. 

 
Деятельность преподавания в определенном аспекте выступает  как руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое  предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей подрастающего поколения. Педагогическое руководство со стороны преподавателя складывается из планирования им собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности деятельности школьников по усвоению знаний и способов деятельности, контроля, регулирования качества обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирования дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся. В этом контексте мы имеем в виду такое педагогическое воздействие, которое носит не только и не столько корректирующий, сколько формирующий характер и имеет своей целью преобразование ученика и формирование у него различных структур умственной, нравственной деятельности и структур личности. Для этого учителю необходимо прежде всего четко представить ее разновидности и механизмы, ее продукты, уметь правильно формулировать цели и измерять их достижения, обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию деятельности.  
 
Руководство познавательной деятельностью ученика в процессе обучения иногда понимается слишком узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Например, управление процессом открытия неизвестного в различных типах проблемных ситуаций, управление процессом выхода из проблемной ситуации и т.п. Средствами управления в таком понимании (уровень оперативного управления) являются «наводящие задачи», подсказки разной интенсивности, переформулировка задачи и т.д. С нашей точки зрения, все эти средства должны быть элементами целостного процесса предъявления учащимся такой системы задач, которая предусматривала бы постепенное продвижение школьников по ступеням познания. Эти ступени предусматривают переход от задач низкого уровня проблемности и познавательной самостоятельности учащихся в ходе их решения к задачам творческим, исследовательским и тем самым проектируют сознательное усвоение определенного уровня сформированности свойств, качеств знаний (системности, динамичности, обобщенности и т.п.). Направленность преподавания при такой организации обучения заключается в том, чтобы выявить те необходимые условия организации учебной деятельности ученика на уроке, соблюдение которых позволит ему овладевать в органическом единстве предметной и организационной сторонами деятельности. В частности: а) сознательно ориентироваться в предмете учебной деятельности (таковыми для ученика являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой в ходе преподавания тем или иным мотивом); б) включать усвоенное содержание предшествующего действия в свои последующие действия в качестве способа достижения их цели; в) соотносить самостоятельно предпринимаемые действия по выявлению фактов, выделению существенных связей и раскрытию закономерностей с действиями по определению целей и разработки программы деятельности, включающей, соответственно, и действия контроля за выполнением данной программы.  
 
Организация процесса обучения требует от педагога учитывать личностные характеристики ученика, его особенности как активного деятельного субъекта учения. Необходимо не усвоение «передаваемых знаний», а совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствуют и эмоциональное сопереживание, чувствование, встреча личностных смыслов педагога и ученика. Целесообразно представлять (прогнозировать) не только результат процесса познания — готовые научные теории, но и сам процесс их открытия.  
^

Система типовых задач - условие управления познавательной деятельностью учащихся

 
В качестве важнейшего условия в  данной ситуации выступает система  типовых задач. Ее применение в конечном счете способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться в своем учебном познании и практической деятельности обязательным минимумом знаний как инструментом получения новых знаний. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как предмет деятельности преподавания в структуре обучения характеризуется в данном случае прежде всего тем, что при организации учебной деятельности школьников исходное задание для сиюминутного выполнения сталкивает ученика с целью, которую ему необходимо достичь в конце изучения темы урока и системы уроков по теме в целом. Чтобы достичь такого уровня управления (организации учебной работы учащихся), учитель, организуя обучение, каждый раз определяет, в какую деятельность учащихся надо включать знания, подлежащие усвоению. Выбор деятельности определяется теми задачами, которые предусмотрены целями обучения. В этом и выражается руководящая роль учителя в процессе обучения. Ее назначение как раз и состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью по усвоению учебного материала.  
 
Для этого необходимо: ставить обоснованные учебные задачи; создавать благоприятные условия для принятия этих задач учащимися; давать четкое инструктирование им о способах предстоящей деятельности; оказывать обучающимся своевременную необходимую и достаточную помощь; побуждать у них любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.  
^

Задачи учителя в деятельности преподавания

 
Каждый акт преподавания призван  вносить определенные изменения как в сам характер деятельности школьника, так и в процесс его становления как личности. Для этого учитель, осуществляя деятельность преподавания, проводит тщательный анализ целей обучения применительно к конкретным ситуациям обучения, к конкретному изучаемому учебному предмету и каждому его разделу в отдельности. И каждый раз цели обучения на уроке должны быть доведены до указания типовых задач, ради решения которых организуется обучение. Без определения таких задач цели обучения (цели урока) оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких задач предназначаются знания, учитель как субъект преподавания не может определить, какую деятельность должны совершать учащиеся при обучении этим знаниям. Вот почему до начала обучения «чему-то» учитель должен не только иметь четкую программу того «чему учить», но и сформулировать те задачи, в которых учащиеся должны будут использовать усваиваемое содержание. М.А. Данилов рекомендовал учителям следующие правила выдвижения познавательных задач в обучении:  

  •  
    познавательная задача должна вытекать из предметного содержания; 
  •  
    необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи; 
  •  
    задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов; 
  •  
    к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию)'; 
  •  
    нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий. 

 
При разработке таких программ учитель  должен оценить, какие знания, с какой  целью и в какой степени он предполагает сформировать у учащихся в результате изучения ими данного материала. Для этого ему необходимо учесть особенности отдельных видов учебных занятий и определить совокупность различных видов деятельности учащихся, которая обеспечит достижение поставленных целей в деле формирования умственных и психических качеств обучающихся. При этом важнейшую роль играют установление последовательности действий обучающихся, структура операционного состава действия (определение исполнительских, оценочных и ориентировочных действий), нахождение способов поднятия мотивации школьников к участию в процессе познавательной деятельности. Такова первая задача преподавания в структуре обучения.  
 
^ Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности учащихся. Она заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика по овладению основами теории и методами ее применения при решении учебно-познавательных задач. При этом стимулирующими действиями учителя в структуре преподавания выступают также действия и приемы регулирования и коррегирования процесса обучения на основе непрерывного контроля за результатами обучения школьников в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки самостоятельных работ и других приемов и методов педагогической деятельности. Если процесс обучения построен верно и направляемая целеустремленная работа учащихся приносит запланированный и ожидаемый ими результат, если усваиваемые знания преобразуются школьником в лично для него значимую систему, то у него появляется стойкий интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной деятельности. А это способствует еще большему подъему эффективности процесса обучения. 

Информация о работе Преподавание как деятельность учителя