Преподавание как деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Выступая как составная часть целостного педагогического процесса. обучение несет в себе признаки всех остальных его подструктур. Связь части - обучения, и целого - педагогического процесса, выражается через такое понятие как функции. Функции обучения призваны раскрыть те воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности.

Файлы: 1 файл

семинар8.docx

— 41.82 Кб (Скачать файл)

3) Важнейшими составляющими учения как деятельности являются еесодержание и форма. Содержание деятельности учения и в первую очередьее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практикаимеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность,чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности,  побуждаемой тем  или иным  мотивом.  
 
Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей;оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.  
 
В продуктах учебной деятельности — знаниях, опыте деятельности — отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения. Эти свойства, составляющие содержание познавательной деятельности, содержание учения, имеют разные источники и идут они как бы навстречу друг другу. Их встреча и рождает познавательную деятельность. Но если они не соотнесутся, тодеятельность не состоится, она подменяется реакцией.  
 
Конкретизируя данное положение в условиях обучения в современной школе, следует прежде всего отметить, что учебная деятельность есть формасуществования школьника как субъекта учения. В ней выражаются, проявляются и формируются все качества личности, ее характеристики.  
 
Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационныйкомпоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности: анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль иоценка решения задачи, осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.  
 
Сущность учения состоит в том, что школьник не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Поэтому при разработке проекта учения необходимо различать процесс учебной деятельности, в котором происходит усвоение, и самоусвоение.  
 
Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса ее конструирования. Конкретное же содержание деятельности, которое планируется усвоить в процессе учения, всегда связывается в сознании субъекта с выполнением действия или системы действий. Тем самым познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.

4) Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение  и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе  протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит  в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися  задачи, постепенно усложняя их и тем  самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые  условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает  и применяет разнообразные формы  организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление  процессом обучения предполагает прохождение  определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического  процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап  планирования в деятельности учителя  завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости  от того, какие задачи предстоит  решать: стратегические, тактические  или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем  мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед  учащимися и создание благоприятных  условий для их выполнения. При  этом используются такие приемы, как  инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная  дидактика рекомендует правила  выдвижения познавательных задач:

• познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы  сохранялась система знаний и  логика науки;

• необходимо учитывать актуальный уровень  развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия  для выполнения задачи;

• задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;

• к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать  положительную мотивацию);

• нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем  в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных  индивидуальных действий (М. А. Данилов).

Преподавание  предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.

Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического  процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность  учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность  ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка  информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях  и навыках, системе отношений  и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные  действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели - к овладению определенными  знаниями и умениями. К учению школьника  побуждает не один, а ряд мотивов  различного свойства, каждый из которых  выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким  образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя  взаимосвязанными группами:

непосредственно-побуждающие  мотивы, основанные на эмоциональных  проявлениях личности, на положительных  или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние  привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность  личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно  по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание  быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

перспективно-побуждающие  мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного  значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной  жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи  и т.п.); ожидание в перспективе  получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности;

интеллектуально-побуждающие  мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес  к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и  навыками, увлеченность самим процессом  решения учебно-познавательных задач  и т.п.

Очевидна  необходимость разумной актуализации мотивов учения всех трех групп. Не менее очевидна и предпочтительность, действенность мотивов третьей  группы. Среди интеллектуально-побуждающих  мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной  основой развития познавательных интересов  школьников является высокий уровень  обучения с его подлинно научным  содержанием и педагогически  целесообразной организацией активного  и самостоятельного познания.

Принято различать уровни познавательного  интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его  формирования (по Г. И.Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный  интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения  между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование  фактора новизны знаний, элементов  проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Следующий компонент учения - учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются  на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним - мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

Главный инструмент познания - мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими  познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа  результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Информация о работе Преподавание как деятельность учителя