Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:47, реферат

Описание работы

Танцы – один из популярнейших видов художественного творчества. Любимо танцевальное искусство и казахским народом. В Казахстане танцевальное творчество всемерно изучается, развивается и обогащается.
Ранее широко распространено было мнение, будто у казахов до Великой Октябрьской революции 1917-го года совсем не было танца. Многое мешало широкому распространению танцев в Казахстане: и кочевой образ жизни казахского народа, и разрозненности населения, и влияние религии.

Содержание работы

Возникновение казахского танцевального фольклора (стр. 3)
Особенности и последовательность обучения казахским народным танцам (стр. 6)
Методика преподавания в детском творческом коллективе (стр. 8)
Примеры из программы занятий (стр. 10)
Заключение (стр. 13)
Список используемой литературы (стр. 14)

Файлы: 1 файл

prepodavanie_kazahskogo_tanca_v_detskom_tvorcheskom_kollekti.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

 

Казахский государственный женский педагогический институт

Факультет музыкального образования и культуры

Кафедра хореографии

 

 

 

 

Реферат

по предмету: Методика преподавания казахского танца

Тема:

«Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе»

 

 

 

 

Выполнила: Терехова Г.

3 курс, з/о (3 г.)

 

                                                                                Проверила: Изим Т.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Возникновение казахского танцевального фольклора        (стр. 3)
  2. Особенности и последовательность обучения казахским народным танцам (стр. 6)
  3. Методика преподавания в детском творческом коллективе (стр. 8)
  4. Примеры из программы занятий (стр. 10)
  5. Заключение (стр. 13)
  6. Список используемой литературы (стр. 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцы – один из популярнейших видов художественного творчества. Любимо танцевальное искусство и казахским народом. В Казахстане танцевальное творчество всемерно изучается, развивается и обогащается.

Ранее широко распространено было мнение, будто у казахов до Великой Октябрьской революции 1917-го года совсем не было танца. Многое мешало широкому распространению танцев в Казахстане: и кочевой образ жизни казахского народа, и разрозненности населения, и влияние религии.

Давнее существование народного танца у казахов подтверждает множество свидетельств. Издавна здесь бытовали  обряды и игры, включающие в себя элементы танца. В более позднее время были танцы массовые – хороводные и одиночные – импровизационного типа.

Казахский танцевальный фольклор – важнейшая сфера духовной культуры народа. Только понимая истинное значение народного творчества, надо всегда стремиться к изучению и постижению его. Фольклор - неиссякаемый источник всего профессионального искусства. Н. В. Гоголь писал: «Народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец… русский не так, как француз, как азиатец… у одного танец бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный».

Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятия. Впрямую к характеру казахских танцев слова Н. В. Гоголя: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце». Народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений художественно чуткого казахского народа. Преемственность традиций – одна из самых сверкающих граней народной мудрости.

Народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений, художественно чуткого казахского народа. Преемственность традиций – одна из сверкающих граней народной мудрости. Без практического овладения богатыми художественными традициями танцевального народного искусства невозможно дальнейшее поступательное развитие духовной культуры в области пластики.

Все движения казахского танца имеют глубокий смысл и внутренний психологический подтекст, в котором отразились художественно - образное мышление народа, его древнейшие воззрения и мироощущения. Одни движения опоэтизировано передают манипуляции человека в процессе труда; другие вторят казахскому орнаменту, всегда имеющему глубокий идейный смысл; некоторые движения пластически воспевают явления природы; многие имитируют движения и повадки птиц и зверей; иные родились просто из особенностей одежды и обуви танцора, например, обуви на каблуках; но все движения одновременно передают и чувства человека.

Не умирающее старое всегда присутствовало в естественном, органичном процессе развития народного казахского творчества, осуществлённого в жизни путём преемственности поколений.

Испокон веков в аульных и семейных торжествах – тоях, в народных увеселениях принимали участие все возрастные группы населения и обязательно дети. Наиболее одарённые танцоры, прямо в толпе, в кругу веселящегося, танцующего народа демонстрировали своё умение, своё сиюминутное импровизационное мастерство, украшающее и развивающее традиционные региональные особенности бытующей пляски – массовой, сольной или парной. Рождение новых движений, рисунков, построения происходило на глазах и при одобрении всего народа, тут же, сейчас же перенимавшего и осваивавшего художественные достижения талантливых плясунов, своих одноаульчан. Такой живой процесс творчества, с одной стороны, обеспечивал естественное и беспрерывное развитие плясового фольклора – неиссякаемого источника всего профессионального искусства. С другой стороны, практически приобщал весь народ, и особенно детей, к национальным пластическим и нравственным идеалам, воплощаемым в народной пляске. Основные положения рук, корпуса, головы, наглядно отображающие в себе все характерные черты художественного мышления народа.

В движениях народного танца отразились все этапы развития казахской духовной культуры. Художественное мышление народа находило своё адекватное отражение в сложении пластических традиций. Эти исторические наслоения и определяют основные движения, импровизационно входящие в плясовое творчество народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В наши дни создаются и успешно действуют детские хореографические коллективы.  Руководители  этих коллективов обычно педагоги со специальным образованием, которые могут обучать детей на профессиональном уровне. Так, ребёнок, придя в такой коллектив, имеет возможность обучаться искусству казахского народного танца по методике, которая создавалась на протяжении многих лет, тем самым была доведена до определённого уровня совершенства.

Учебно-тренировочный процесс казахского народного танца имеет свои специфические особенности и выстраивается примерно в такой последовательности:  

    1. Основные положения рук, корпуса, головы, наглядно отображающие в себе все характерные черты художественного мышления народа.
    2. Основные движения рук в женском и мужском народных танцах.
    3. Основные традиционные «ходы» казахского танца – способы красивого гармоничного передвижения в разных направлениях.
    4. Основные движения – традиционные элементы мужского и женского танца.
    5. Подготовительные упражнения для развития гибкости корпуса, силы ног, пластики рук, способствующие расширению танцевальных возможностей, определяющих овладение умениями и навыками казахского танца.
    6. Постановка танцевальных этюдов и концертных номеров.

При всём разнообразии казахского плясового фольклора его движения имеют единые эстетические принципы танцевальных приёмов, которые воспитываются экзерсисом – школой народного танца.

Учебной целью «казахского экзерсиса» является сохранение национальных эстетических принципов танца, во многом отличных от принципов выполнения танцевальных движений у других народов, воспитание пластичной казахской образности, её поэтичной, самобытной красоты.

Далее изучаются правила выполнения традиционных, но технически более сложных движений, требующих определённых навыков, постепенно приобретаемых в ходе изучения и освоения вышеизложенного. Это всевозможные вращения на месте, а также с продвижением, движения на коленях и в глубоком приседании, различные прыжки вверх, в длину стелющиеся по земле – движения, присущие мужскому и женскому казахскому танцу. Занятия сопровождаются мелодико-ритмической и эмоционально-образной казахской музыкой.

Рисунки многих элементов являются «языком» казахского танца, его лексикой. Соединяясь в различных сочетаниях и чередуясь друг с другом в зависимости от тематики танца и его музыкально-ритмической образности, эти элементы могут создавать пластическую «речь» – танец, красочно рассказывающий о характере и чувствах казахского народа.

Очень сложна ритмичность казахской музыки. Это требует особенно глубокого проникновения в поэтическую сущность основ народного танца. Только практически овладев его основными элементами, ребёнок, ставший в последствии молодым исполнителем, может вносить в них свою фантазию, свою индивидуальность и тем продолжать развитие традиций казахского танца в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

В  танцевальном коллективе дети обычно разделены на три группы: младшую, среднюю и старшую.

Занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность их в младшей группе – 60 минут. Трёхразовые занятия помогают успешной учебно-тренировочной работе. Маленькие дети очень подвижны, отличаются неустойчивостью внимания, неумением сосредотачиваться надолго на одном задании. Поэтому можно ограничиваться самыми необходимыми подготовительными упражнениями, которые дают возможность выработать правильную осанку, ознакомить с основными позициями рук и ног, развить элементарные танцевальные навыки.

Занятия в младшей группе проводятся на середине зала, так как применение станка здесь очень незначительно. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях с элементами казахского танца, имеющих игровой характер. Они развивают умения согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в пространстве, активизируют внимание, знакомят с особенностями казахской национальной хореографии. Выполняя танцевально-ритмические движения, дети учатся различать характер, темп, особенности ритма и сочетать свои движения с музыкой.

В средней и старшей группах – академических два часа. Участники этих групп могут уже выдержать значительную физическую нагрузку, поэтому программный материал для них увеличивается и усложняется.

Вводная часть занятий (продолжительность 5-8 минут) должна организовать группу, создать у участников активное и бодрое настроение. Эта часть состоит из поклона на материале казахского народного танца, несложных фигурных перестроений. Затем начинаются занятия у станка, которые строятся на основных элементах классического и народного танцев. Вначале каждое упражнение изучается в медленном темпе и повторяется 4-6 раз. По мере усвоения темп упражнений ускоряется.

Упражнения на середине зала являются частично повторением пройденного у станка. Им придаётся танцевальная форма – различные положения рук, повороты головы, перегибы корпуса. На середине зала разучиваются элементы казахских танцев, намеченные к постановке. Упражнения для развития техники занимают на середине зала 15-20 минут, затем переходят к разучиванию танцев: изучаются танцевальные движения и комбинации движений, рисунок танца, работа над образом, постановка танца.

Перед постановкой танца рассказывается о его содержании, тематической принадлежности, характере исполнения, предлагается прослушивание музыки. Постановке танца предшествует работа над образами (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу у детей, помогает им понять характер танцевальных образов. В этюде прорабатываются отдельные эпизоды из намеченных танцевальных постановок. В этюдной работе участникам предоставляется определённая самостоятельность: они могут проявить свою инициативу в разработке эпизода, создании образа, и даже в подборе и сочетании движений.

Работа над постановкой танца занимает до 40 минут. Четвёртая часть занятия состоит из повторения текущего материала. Подготовка к постановке танцев ведётся систематически в процессе учебно-тренировочной работы. Разучиваются отдельные движения намеченных к постановке танцев, осваивается характер.

В постановках и работе с коллективом в качестве вспомогательной информации можно использовать материалы выдающихся деятелей казахского танцевального искусства – Шары Жиенкуловой, Аубакира Исмаилова, Даурена Абирова, О. Всеволодской-Глушкевич и других, отдавших много творческих сил и таланта делу сохранения народных плясовых традиций, запечатлевших в своих основополагающих трудах.

 

 

Примеры из программы занятий по изучению элементов движений казахского народного танца.  

  

Положение рук. В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.

 

Основные позиции рук. «Салем» (поклон). Руки с округлёнными локтями, направленными вперёд, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю.

«Кус-канаты» (крылья птиц). Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты.

«Кос-муйиз» (рога). Руки с округлёнными локтями поднять вверх, ладони – вверх.

          «Саукеле» (головной убор девушки). Одну руку перевести в третью позицию, другую руку, согнутую в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони вверх – от себя.

«Сынар-муйиз». Одну руку отвести в сторону, другую поднять во вторую позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки направлена вниз.

«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин – округлённые в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

Информация о работе Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе