Приемы чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Человеку в течение его жизни приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые из них характеризуются большой сложностью, в связи с этим требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Практика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Зачастую связано это с тем, что при формировании навыка не были учтены этапы его формирования, в частности, техника чтения не отработана до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.
Особенную сложность при чтении испытывают дети с нарушениями речи.

Содержание работы

Введение 2
1.Чтение и анализ текста в период обучения грамоте у детей с нарушениями
речи 3
2. Примеры заданий и упражнений для формирования навыка чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте детей в специальной
коррекционной школе V вида 6
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

мет рус.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1.Чтение и анализ  текста в период обучения грамоте  у детей с нарушениями

речи 3

2. Примеры  заданий и упражнений для формирования  навыка чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте детей в специальной

коррекционной школе V вида 6

Заключение 24

Литература 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеку  в течение его жизни приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые из них характеризуются большой сложностью, в связи с этим требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Практика  показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Зачастую связано это с тем, что при формировании навыка не были учтены этапы его формирования, в частности, техника чтения не отработана до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Особенную сложность  при чтении испытывают дети с нарушениями речи.

В данной работе нами проанализированы приемы чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте в специальной коррекционной школе V вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Чтение  и анализ текста в период  обучения грамоте у детей с  нарушениями речи

Чтение как  вид деятельности можно представить  процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. овладение звуко-буквенными обозначениями (опознание буквы в ее связи с фонемой);
  2. послоговое чтение (слияние нескольких букв в слог);
  3. выработка приемов слитного чтения слов (слияние нескольких слогов в слово);
  4. синтетическое чтение (объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание) [5].

Трудности в  формировании навыка, чтения могут  быть вызваны причинами различного характера (которые выявляются и определяются в период логопедического обследования):

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия;
  • нарушением зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графомоторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико — фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи, отсутствие чувства ритма;

• нарушениями  речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений [4].

Дети, испытывающие трудности в формировании навыка чтения, читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию негативного, эмоционально - отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом.

Ребенку срочно требуется психологическая (а не педагогическая) и логопедическая помощь. Эта помощь должна быть направлена как на снятие этих психологических барьеров, вызванных неудачами в чтении, так и непосредственно на формирование навыка чтения, - но только иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок.

Ученику, испытывающему  трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями с картинным и словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше.

Осуществляя общепринятые дидактические принципы при работе над дислексией логопед использует следующие принципы:

  1. принцип комплексности,
  2. принцип учета симптоматики и степени выраженности,
  3. принцип опоры на сохранные анализаторы,
  4. принцип поэтапного формирования умственных действий,
  5. принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала,
  6. принцип системности,
  7. онтогенетический принцип;
  8. принцип деятельности (т. е. работа строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании; сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее);
  9. принцип дробления (реализуется в тех случаях, когда перед ребенком с речевой патологией ставится одна задача, так как объем его внимания весьма ограничен: эта задача формируется в виде простой инструкции);
  10. принцип целостности (используется обычно при выполнении на одном и том же тексте различных упражнений, что помогает одну из усвоенных операций чтения вводить в целостный процесс) [7].

Приемами  выработки техники чтения являются: хоровое, «жужжащее», шепотное, сопряженное, отраженное, самостоятельное, с обязательным тактильным ощущением, когда ребенок следит пальчиком ведущей руки по строке, если работа проводится индивидуально, или указкой, если материал предлагается на демонстрационном пособии.

На этапе  пропедевтики в добукварный и  букварный период необходимо сформировать функциональный базис навыка чтения путём выполнения детьми различных заданий и упражнений, направленных на коррекцию и развитие:

  • пространственного восприятия, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия, зрительной памяти;
  • поля зрения ребёнка;
  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
  • артикуляции звуков;
  • словарного запаса и связной речи;
  • мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • конструктивного мышления;
  • зрительно-моторной координации;
  • сукиессивных способностей;
  • слухоречевой памяти;
  • произвольного внимания [2].

2. Примеры заданий и упражнений  для формирования навыка чтения  и анализа текста на уроках  обучения грамоте детей в специальной коррекционной школе V вида

Коррекция и развитие зрительного восприятия, зрительной памяти как основы формирования приемов чтения и анализа текста.

1. Задание «Запомни и зарисуй».

Ученики в течение 7-10 сек. рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами или одной, если она более сложная. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

2. Работа с изографами. Детям показываются картинки, на которых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы расположены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о котором идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать указкой каждую букву.

3. Задание «Запомни сочетание фигур».

А) На магнитной  доске учитель демонстрирует  сочетание геометрических фигур. На запоминание дается 10 сек. Дети из имеющихся у них наборов соответствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

Б) Магнитная  доска разделена на 6 квадратов, в 3—4 из которых расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети из имеющихся у них наборов соответствующих геометрических фигур должны выложить на своих карточках из 6 квадратов точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

4. Детям предлагается  таблица, на которой изображены  предметы, наложенные друг на друга (посуда). Дети должны выделить, показать и назвать все изображенные предметы.

Расширение  поля зрения ребенка.

Используются  таблицы Шульте, лото; показ на доске  или карточках 4-5 слов из нового текста в течение 1-2 сек: дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке.

Коррекция и развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

  1. Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке — это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
  2. По первым звукам названных учителем слов, нужно отгадать задуманное слово. Например, учитель загадал слово сад. Он последовательно называет три слова: солнце, аист, дом.
  3. Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово.
  4. Детям предлагаются предметные картинки или слова. По вторым звукам их названий (или Зм, 4м и т.д.) нужно отгадать зашифрованное слово.
  5. Игра «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв которого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.
  6. Игра «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на доске наборов букв или слогов составить слова.

7. Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать фразы, двустишия или четверостишия. В них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: У меня взрослая почка. (Дочка.)

Например: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска)».

  1. Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.
  2. Задание «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.

 

  1. Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается листокс написанными словами. Нужно составить и записать новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву). Например: плуг - луг, оса - коса, куль - руль.
  2. Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги [4].

Для коррекции  несовершенного навыка чтения эффективно выполнять необычные упражнения со словами и текстами, предложенные Е.В.Заика: часть этих упражнений разработана на основе детских развлечений и методик нейропсихологической диагностики, часть авторские. Упражнения направлены на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и «шлифовку» следующих компонентов чтения:

  1. строгий побуквенный анализ (без прогнозирования);
  2. прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
  3. прогнозирование, опирающееся на смысл;
  4. быстрое различение похожих по написанию слов и букв,
  5. четкие глазодвигательные и речедвигательные операции,
  6. устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова, т.е. способность схватывать целостные образы слов и др.,
  7. а так же на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.

Необходимо использовать также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения [2].

Упражнения предлагаются детям в игровой форме, не имеющей  никакой связи с уроками чтения. Если ребенок допустит ошибку, его ни в коем случае нельзя порицать; наоборот, это будет поводом весело рассмеяться вместе с ним: до чего же забавно получилось!

Информация о работе Приемы чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте