Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:30, контрольная работа
Человеку в течение его жизни приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые из них характеризуются большой сложностью, в связи с этим требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Практика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Зачастую связано это с тем, что при формировании навыка не были учтены этапы его формирования, в частности, техника чтения не отработана до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.
Особенную сложность при чтении испытывают дети с нарушениями речи.
Введение 2
1.Чтение и анализ текста в период обучения грамоте у детей с нарушениями
речи 3
2. Примеры заданий и упражнений для формирования навыка чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте детей в специальной
коррекционной школе V вида 6
Заключение 24
Литература 25
Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Установлено, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнении. Поэтому желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия — 30 мин, минимальная — 5-10 мин. Сложность (громоздкость) предлагаемого материала варьируют таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, смог успешно с ним спраиться и порадоваться результату и, с другой — достигал этого с некоторым усилием, сосредоточением внимания. Некоторые упражнения можно давать ученикам в качестве домашнего занятия.
В основном эти упражнения ориентированы на детей, испытывающих большие трудности с формированием навыка чтения, но можно заметить, что они также оказываются полезными и для таких детей, которые читают неплохо; они помогают им научиться читать более быстро, правильно и осмысленно.
Примеры упражнений.
Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движений глаз, т.е. вырабатывается устойчивое движений глаз слева направо при чтении слов, независимо от того, где начато чтение. Упражнение является подготовительным для последующих.
Чтение, строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и четко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребенок допускать их уже не будет).
Поочередное чтение слов нормально и наоборот. Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочередное; второе - справо налево: еинетч; третье— как обычно: слов; четвертое—справа налево: онь-ламрон и т.д. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения ребенок четко осознает их специфику и различия. В результате после столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.
Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лъко -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Чтение «зашумленных» слов. Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально для каждого ребенка.
Можно сказать ребенку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова, но он, вопреки этой помехе, все-таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными, лишают злого волшебника его силы. Это упражнение (как, впрочем, и три последующих) закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормальное функционирование которой является нейропсихоло-гической основой восприятия вербального материала [1].
Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, поговорками и т.д., буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились, необходимо наперекор этому нарушению все - таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.
Чтение наложенных друг на друга слов. Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним. Можно, например, перепутать слова с парными согласными. Сообщается, что сильный ураган перемешал все слова и ребенку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить все по местам и для этого назвать все смешанные слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Ребенку предлагается, несмотря, на такую деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребенок уже немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д.
Складывание слов из половинок. Берется от трех до десяти слов и каждое из них пишется на двух маленьких карточках так, чтобы первая его часть (примерно половина) была написана на одной карточке, а вторая — на другой. Например, слова опушка, корова, лестница могут быть разделены так: опу — шка, коро — ва, лест — ница. Задача ребенка — имея слева ряд карточек с началами слов, а справа — с концами, быстро их сложить так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложных вариантах этого упражнения можно карточки с началами и с концами слов давать вперемешку, чтобы ребенок самостоятельно разобрался во всем наборе, а также подбирать в качестве исходных слов похожие по написанию, например: коро — ва, кор — она, кара — вай, каре — та, кало — ша, керо — син и др. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом, а также формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.
Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения в период обучения грамоте, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему [5].
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специально организованной работы.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.
Об игровых приемах в логопедической работе говорилось не раз: это устранение заикания в игре (Волкова Г. А., Выгодская И. Г., Пелингер Е. А., Успенская Л. П.), применение игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи (Максакова, Тумакова, Геринг, Герман, Швайко), использование игр в логопедической работе с детьми (Селиверстов), использование игровых сюжетов по коррекции речи (Пожиленко Е. А.)
Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач:
Для детей с нарушениями речи, у которых отсутствует готовность к анализу звукового состава речи при подготовке к обучению грамоте необходимо учитывать следующие особенности:
1) Работа проводится на материале правильно произносимых детьми звуков.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых приемов, все игровые приемы можно разделить на несколько групп:
• Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль). Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
Использование наглядного занимательного материала: на этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособие Звуковые замки, Звуковички. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
• Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А – плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
• Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный..
Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре реализуется значительно быстрее и прочнее [2].
Таким образом, в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты, рассмотрим материал по использованию игровых приемов в 3 направлениях:
Информация о работе Приемы чтения и анализа текста на уроках обучения грамоте