Приемы и техники управления учащимися на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Такой перспективной целью должен руководствоваться учитель на каждом уроке, реализуя конкретные задачи и добиваясь их достижения, причем достижение поставленных задач должно происходить не в ущерб здоровью ребенка. Результативность урока зависит от того, насколько четко сформулировал педагог его цель для себя, как поставил ее перед учениками и как они эту цель приняли. Последнее зависит от возрастных особенностей ребенка, сформированности мотивов учебной деятельности, от мастерства учителя, от его умения сделать привлекательной цель урока или отдельное учебное задание, ведь истинная цель урока - позитивные изменения, которые происходят в интеллектуальной и личностной сферах ученика (прирост мотивации, формирование ценностных ориентации, интересов, склонностей, обретение уверенности в своих силах, развитие внимания, памяти, мышления и речи, волевых качеств и т.д.).

Файлы: 1 файл

Приемы и техники управления учащимися на уроке.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

 

Младшим школьникам легче  сосредоточиться на деятельности, имеющей  наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется  использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов  и т.д.). Опираясь на характерные для  возраста особенности внимания, учитель  начальных классов должен обучать  учащихся управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

 

Внимание подростков преимущественно  произвольное, они способны сосредоточиться  на неинтересной и трудной работе ради ее будущего результата. Однако лучше  вести урок, опираясь не только на произвольное, но и на послепроизвольное внимание, использовать приемы, снижающие степень  волевых усилий, например за счет появления  интереса к материалу. Внимание подростка  может быть устойчивым до 40 минут, если они сами делают некоторые волевые  усилия. Подростки не менее чем  младшие школьники нуждаются  в психологической разгрузке  во время урока, поскольку возрастные физиологические особенности их являются причиной быстрой утомляемости, а работоспособность может быть даже ниже, чем работоспособность  младших школьников. В подростковых классах желательно вести урок в  быстром темпе, вовлекая школьников в продуктивную деятельность («пища  для рук и ума в каждую минуту урока»), применяя организованные и  уместные паузы для отдыха. При  использовании эмоциональных пауз следует помнить, что эмоциональная  возбудимость подростков высокая, поэтому  чрезмерно эмоциональные приемы могут только осложнить работу учителя.

 

У старших школьников внимание интеллектуализируется, становится более  управляемым, формируются его индивидуальные свойства. Все это следует учитывать  в рекомендациях по организации  умственной деятельности учащихся в  целом и внимания, в частности.

 

Для управления восприятием  необходимо прежде всего четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект из общего фона (предметов, текста).

 

Восприятие - сложный психический  процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью. Воспринимаемый объект (предмет, понятие, закономерность) обозначается научным термином и  включается в систему уже известных  знаний, сопоставляется с другими  объектами в каком-либо отношении. Объект восприятия подвергается анализу: выделяются отдельные части, элементы, признаки, свойства. Для управления процессами анализа и синтеза можно использовать различные схемы, рисунки, графики.

 

В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности  учащихся: аудиальный, визуальный и  кинестетический типы восприятия. В  классе могут присутствовать представители  всех трех типов, поэтому методики обучения конкретным предметам должны учитывать  требование «трех-канальности» подачи материала.

 

Для обеспечения полноты  и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные  средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной  наглядности: яркое образное словесное  описание явлений, событий. Словесное  описание актуализирует представления  детей, пробуждает творческое воображение. В ряде случаев использование  литературных источников будет иметь  незаменимый воспитательный эффект.

 

Управление восприятием  учащихся на уроке должно опираться  на знание возрастных особенностей этого  процесса. Восприятие младших школьников слитное, нерасчлененное. Ребенок воспринимает общий вид объекта, но не видит  его структуры, отдельных элементов, пространственных отношений. Для развития восприятия важную роль играет сравнение  воспринимаемых предметов в каком-либо отношении, определение сходства и  различия. Восприятие младших школьников ситуативно, конкретно. Если изменяются условия восприятия, школьники уже  не могут правильно идентифицировать предмет. Важно варьировать условия  восприятия, несущественные признаки, обращать внимание на существенные признаки.

 

Развитие восприятия младших  школьников заключается в переходе от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия ребенком предметов к  расчлененному, осмысленному, категориальному  отражению вещей, событий, явлений  в их пространственных, временных, причинных  связях. С развитием восприятия изменяются его структура и механизмы. Все  большая роль принадлежит слову  как средству анализа и обобщения  воспринимаемого содержания.

 

Остановимся на приемах организации  понимания материала. Показателями понимания являются чувство ясности  и умение правильно использовать его в новых условиях. В процессе учебной работы чаще всего приходится иметь дело с пониманием высказываний. При затруднениях в понимании  используются поясняющие действия и  операции. Н.П. Ерастов [2] рассматривает  следующие виды поясняющих действий: 1) выявление непонятного, 2) соотнесение  непонятного с понятным, 3) перенос  данных на новые случаи.

 

1. Первый шаг на пути  организации понимания - это выяснение,  какие компоненты материала непонятны,  поиск ответа на вопросы, что,  где и почему непонятно.

 

Во всяком учебном материале  есть предметно-понятийное содержание (предметы мысли и связи между  ними) и языковая (знаковая) форма  его выражения.

 

Если ученики понимают учебный текст, они должны ясно представлять те предметы и явления, о которых  говорится, и осознавать связи и  отношения этих предметов. Если слова  текста как бы теряют свое значение и перестают сообщать что-то определенное о предметах мысли и их связях, то можно говорить о непонимании  последних. Анализ ясных и недостаточно ясных сторон формы и содержания материала позволяет выявить  непонятное и наметить пути преодоления  непонимания.

 

2.  Чтобы малопонятный  материал стал более понятным, ясным, используют большое количество  приемов соотнесения непонятного  с понятным.

 

A) Соотнесение с личным  опытом. Усвоение новых знаний  осуществляется путем включения  их в уже усвоенную учащимся  систему знаний, в его личный  опыт. Опытный учитель всегда  использует на уроке такие  примеры, в которых новый материал  сопоставляется с известным.

 

Б) Соотнесение с контекстом. Учебный материал излагается в определенной системе. Понять какую-то отдельную  его часть можно только на фоне окружающего текста (контекста). Указание контекста помогает учителю объяснить  содержание материала.

 

B) Соотнесение с лексическими  вариантами. Одно и то же предметно-понятийное  содержание можно передать разными  словами. Перефразировки, изменения  словесной формы изложения являются  важнейшим приемом достижения  понимания материала. Если учитель  повторяет непонятный ученикам  фрагмент, используя один и тот  же лексический вариант, понимание  может быть не достигнуто.

 

Г) Соотнесение с образами. Любые термины и формулировки отражают реальный мир только в обобщенном и отвлеченном виде. Основа всякого  познания - чувственное познание. Поэтому  понимание учебного материала облегчится, если соотнести слово с образом  и наглядно представить описываемый  факт или явление. Этой цели служат наглядные средства изложения материала.

 

Обучаясь приемам понимания  на уроке, ученики переносят их в  ситуацию самостоятельной работы. Для  организации самостоятельной работы необходимо уже в школе обучить  детей пользоваться литературными  источниками, словарями, справочниками, где можно найти объяснение непонятных терминов, получить более понятное объяснение того, что было непонятным. Главное - в материале не должно остаться ни одного неясного места.

 

3. Субъективное чувство  ясности, возникающее в результате  соотнесения непонятного с понятным, является необходимым, но не  достаточным показателем понимания.  Действительное понимание учебного  материала характеризуется еще  и умением ученика применять  теорию на практике, перенести  усвоенные данные на новые  случаи. В работе Н. П. Ерастова [2] указываются два вида таких  переносов: пробные и контрольные.

 

Пробные переносы - переносы с общего на частное.

 

При работе с учебным материалом на уроке учитель может использовать пробные переносы, предлагая ученикам приводить собственные примеры, факты, о которых не сообщается в  учебнике, но которые относятся к  изучаемой теме. Это хороший прием  контроля понимания материала, форма  обратной связи.

 

Контрольные переносы, предполагают более глубокую проверку понимания  материала, которая осуществляется при решении задач, выполнении упражнений.

 

В учебной работе могут  использоваться также поясняющие операции. Это известные мыслительные операции, которые входят в состав умственных действий, нацеленных на достижение понимания: поясняющий анализ и синтез, поясняющее сравнение, поясняющая конкретизация, обобщение, абстрагирование. Например, на уроке вводится новое понятие. Для выяснения полноты понимания  можно предложить ученикам вопрос, заданный в форме: «В чем сходство, а в чем различие ...(введенного понятия с известным ученикам) ?..»

 

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Работа учителя  на уроке должна способствовать развитию памяти детей. В современной психологической  литературе накоплен ценный материал, который может быть использован  школьными психологами для помощи учителю.

 

Память - наиболее тренируемый  познавательный процесс. Главное условие  развития памяти - упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит  от мотивации. Создание на уроке мотивации  запоминания - один из приемов развития памяти. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса. Помощь учителя может состоять также в том, что он четко формулирует мнемическую задачу: что запомнить, на какой срок, как точно.

 

Л.В. Черемошкина [5] считает, что отправной точкой развития памяти являются создаваемые учителем на уроке  ситуации, в которых ученик осознает проблему запоминания, т.е. осознает противоречия между необходимостью что-либо запомнить  и трудностями запоминания. Личность, осознавшая необходимость и возможность  применения приемов запоминания, - это  уже иная личность, развивающаяся.

 

Второе условие, которое  на уроке должно иметь место гораздо  чаще первого, заключается в том, чтобы придумывать вместе с детьми различные способы, запоминания. По мнению Л.В. Черемошкиной, сущность развития памяти - формирование мнемических  приемов:

 

1. Ассоциации - установление  связей запоминаемого с чем-либо  по сходству, смежности или противоположности.  На уроке для стимулирования  ассоциативных процессов достаточно  задать классу вопросы типа:

 

Что напоминает вам это  слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?

 

2. Выделение опорных пунктов.  Сущность способа заключается  в поиске каких-либо опор, точек  отсчета, т.е. «зацепок», «крючков»,  в качестве которых могут выступать  фамилии, названия, даты, исторические  персонажи, смешные моменты, особенности  шрифта, необычные, незнакомые слова,  формулы и т.д.

 

3. Приемы группировки.  Группировка - .разбиение материала  на части по смыслу, объему, ассоциациям  и т.д.

 

4. Классификация - группировка  материала по определенным известным  основаниям. Например, при изучении  иностранного языка разделение  вербального материала на классы: слова, обозначающие животных  и растения, предметы мебели и  домашнего обихода, и т.д. Учитель  легко может придумать задания  на классификацию любого учебного  материала. Категория: ПРОБЛЕМЫ  В ОБРАЗОВАНИИ | Добавил: Admin (22.07.2010)

 

 

 

 

2. Технология опыта

 

        Цель  инновационной деятельности: создание  условий для развития познавательной  деятельности учащихся на уроках  иностранного языка через использование  информационно-коммуникационных технологий. 

 

Задачи:

 

1. формировать у учащихся  познавательные интересы и потребности,  стремление к самообразованию;

 

2. научить учащихся самостоятельно  находить нужную информацию, обрабатывать  ее и грамотно использовать;

 

3. применять компьютерные  технологии на всех этапах  урока: при изложении нового  материала, закреплении и контроле  знаний, проверке домашних заданий;

 

4. повысить качество знаний  учащихся по предмету.

 

 

2.1 Использование мультимедийных  средств на уроках иностранного  языка 

 

Процесс разработки и подготовки уроков с применением мультимедийного  оборудования  может быть построен в следующей последовательности:

 

1 этап – определение  проблемы, требующей объяснения  с помощью мультимедийных средств  обучения.

 

2 этап -  выбор формы  и вида  используемого задания.

 

3 этап – подготовка  слайда (с помощью программы PowerPoint) На слайде размешается в выбранной форме фактический материал, а так же любой слайд дополняется соответствующими иллюстрациями, т.к. при выборе  формы и вида работы на уроке как всегда большое значение играет зрительный образ.

 

4 этап – в зависимости  от выбранной учителем структуры  урока – перенос готовых материалов  к уроку на  электронный носитель (диск, флэш-карту) или распечатка  его отдельных  элементов (по  одному на парту или каждому  учащемуся).

 

5 этап – организация  урока в такой форме, которая  более всего способствовала развитию  универсальных учебных действий  учащихся через усвоение учебного  материала в мультимедийной форме.

 

Методика создания уроков такого вида апробирована мною на практике на протяжении нескольких лет и дает хорошие результаты (приложение 1).

Информация о работе Приемы и техники управления учащимися на уроке