Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:04, доклад
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.
Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения
Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (skimming).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (intensive reading). Обычно таким образом мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т.п. Данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать выводы.
Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. В учебной ситуации при выборе текста следует исходить из умений, над развитием которых работает учитель и его ученики в рамках изучаемой темы.
Например, в реальной жизни программу телепередач мы чаще всего читаем для того, чтобы узнать время, когда начинается интересующая нас передача (поисковое чтение). Используя следующую программу (текст 1), учитель может попросить учащихся выяснить, какой сериал они могут посмотреть, если вернутся из школы в 16:30.
С помощью похожего приема извлекается информация из рекламных объявлений (текст 2). Например, просматривая брошюры различных туристических фирм, человек обращает внимание на цены, возможные скидки, длительность тура, дополнительные услуги и т.п., выбирая наиболее подходящий вид отдыха.
Открывая журнал или газету, читатель чаще всего просматривает статью {ознакомительное чтение / чтение с пониманием основной идеи), чтобы выяснить, представляет ли содержащаяся в ней информация какой-либо интерес или пользу.
Текст 3
Court Battle Over Baby's Name
The Kepurra family from the eastern German town of Oranienburg have been battling officials for a year over their choice of name.
Jona, a common girl's name in Israel, is cited in reference books as a version of the biblical name Jonah, the male character who spent three days and three nights in the belly of a whale.
But registry office authorities in Germany insist it is a boy's name and have asked that a recent court decision allowing the Kepurras to use the name for their daughter be re-examined. Officials said the baby would remain nameless until the court decision. The legal wrangling in Germany contrasts sharply with the relaxed approach to names in many other countries.
Задания к тексту также должны быть адекватны развиваемым умениям. Некоторые из существующих приемов работы при обучении различным видам чтения приведены в следующей таблице. (Краткое описание каждого из представленных в таблице приемов работы приведено в конце статьи. См. Глоссарий.)
Очевидно, что отдельные приемы работы могут быть использованы для развития различных умений чтения. Так, прием работы categorizing - деление на категории -может быть использован для развития всех трех видов чтения.
Например, во время ознакомительного чтения, учащиеся получают следующее задание: Прочитайте краткое описание нескольких фильмов и определите, к какому жанру относится каждый из них.
Текст 4
1. Ransom
Stars: Mel Gibson, Rene Russo, Gary Sinise, Lili Taylor
Director. Ron Howard
Gibson plays millionaire airline whose perfect family life is hijacked when kidnappers snatch his son and demand $2 mln ransom. He agrees to pay, but when the drop goes wrong, Mullen appears on TV to offer the money as a bounty on their heads - dead or alive.
Despite the fact that his distraught wife (Russo), the FBI and the public moral majority improve him to reverse his decision, so Mullen stands firm, believing that it is the only way to save his son's life. As the stakes rise, on the other side of the fence, Mullen's powerful frustration and agonistic desperation is mirrored by cop-turned kidnapper Jimmy Shaker (Sinise), who can only watch hopelessly as his perfect crime crumbles before his eyes.(1997)***
2. Daylight
Stars: Sylvester Stallone, Amy Brenneman
Director. Rob Cohen
A gigantic explosion rips through the commuter tunnel that acts umbilical cord between New Jersey and Manhattan, sealing both ends. There seems little hope for the handful of survivors trapped under the Hudson River, especially when water begins to gush in by the gallon. Only ex-Emergency Medical Chief Kit Latura (Stallone) can save the day, and perhaps even exorcise a few past ghosts in the process.(1998)***
3. Overboard
Stars: Goldie Hawn, Kurt Russel.
Director. Garry Marshall
A spoilt heiress (Goldie Hawn) loses her memory when she falls of her luxury yacht. When she wakes up in hospital, a carpenter (Kurt Russel) who she has cheated claims her as his wife and takes her home to look after his unruly brood of children.(1987)****
Movie Rating: ***** Brilliant, **** Very Good, *** Worth Watching, ** Fair. * Bad
thriller |
disaster мovie |
comedy |
Ransom |
Daylight |
Overboard |
Просматривая программу телевидения
(текст 1) с целью извлечения необходимой информации (поисковое чтение), учащиеся выбирают программы, соответствующие предложенным категориям:
Entertaining programmes The Saturday Show on BBC1 at 9:00; Jim Davidson's Generation Game on BBC1 at 5:55; Dog Eat Dog on BBC1 at 6:50; The National Lottery on BBCt at 7:30. |
Films A Double Life on BBC2 at 1:15; The Treasure of Pancho Villa on BBC2 at 2:55. |
Sports programmes Football Focus on BBClat 12.00; Grandstand on BBClat 1:00; Open Advice Shorts on BBC2 at 10:35; The Hoobs on Channel 4 at 6:05; Racing on Channel 4 at 2:00. |
В ходе чтения отрывка из художественной литературы (текст 5) с целью извлечения полной информации учащимся можно предложить выделить две группы содержащихся в тексте высказываний – объективно существующие факты и мнение автора.
Текст 5
The policeman on the beat moved up the avenue impressively. The impressiveness was habitual and not for show, for spectators were few. The time was barely 10 o'clock at night, but chilly gusts of wind with a taste of rain in them had well nigh depeopled the streets.
Trying doors as he went, twirling his club with many intricate and artful movements, turning now and then to cast his watchful eye down the pacific thoroughfare, the officer, with his stalwart form and slight swagger, made a fine picture of a guardian of the peace. The vicinity was one that kept early hours. Now and then you might see the lights of a cigar store of of an all-night lunch counter: but the majority of the doors belonged to business places that had long since been closed.
When about midway of a certain block the policeman suddenly slowed his walk. In the doorway of a darkened hardware store a man leaned, with an unlighted cigar in his mouth.
As the policeman walked up to him the man spoke up quickly.
"It's all right, officer," he said, reassuringly. "I'm just waiting for a friend. It's an appointment made twenty years ago. Sounds a little funny to you, doesn't it? Well, I'll explain if you'd like to make certain it's all straight. About that long ago there used to be a restaurant where this store stands - "Big Joe" Brady's restaurant."
"Until five years ago," said the policeman. "It was torn down then."
The man in the doorway struck a match and lit his cigar. The light showed a pale, square-jawed face with keen eyes, and a little white scar near his right eyebrow. His scarfpin was a large diamond, oddly set.
"Twenty years ago to-night," said the man, "I dined here at "Big Joe" Brady's with Jimmy Wells, my best chum, and the finest chap in the...etc." (from 0. Henry's Short Stories.)
Key:
Facts |
Opinions |
• The time was barely 10 o'clock at night. • It was dark. • There were two men in the street - a stranger and a policeman. • Etc. |
• The policeman moved impressively. • Chilly gusts of wind. • His scarfpin was a large diamond, oddly set. • Etc. |
Данные примеры иллюстрируют прием работы, а именно деление на категории, который может быть использован в различных учебных ситуациях. Существует также ряд приемов работы, которые возможно использовать только для работы над одним видом чтения. Так, прием cloze может быть использован только для раз-
вития умения чтения с полным пониманием информации, так как заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечне.юнных в тексте деталей. Например, учащиеся получают текст, в котором каждое девятое слово пропущено. Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.
Текст 6
THE CAT
Our cats were first tamed in Egypt.
There______many kinds of cats: white cats, black cats,______cats, red cats; cats with long tails, cats
______bushy tails, cats with no tails at all.______are clean and pretty. They are very wise,______can find
their way anywhere. You can make______friends with cats, but they are not so_______as dogs. They are more
shy and independent._______cat has a nice coat. It is made______fur, and the fur is very thick and______.
The cat's feet have sharp claws. It can______them in, then its paws are soft. The_______eyes are green and
yellow. It can see_______the dark and in the light. The light______the day is too strong for its eyes,_______
it often shuts them. But at night, when______is only a little light, it opens its_______very wide. When the cat
is happy, it______. It says, "Purr, purr."
Key: are, grey, with, cats, and, great, loving, the, of, warm, pull, cat's, in, of, and, there, eyes, sings (if students used a word different from what the key is giving, but suitable for the context, it shouldn't be considered a mistake).
Paragraphing - деление текста на параграфы - требует чтения и понимания основной идеи, так как для выделения частей необходимо понять, о чем говорится в каждой из них. Следовательно, данный прием работы является особенно эффективным при обучении ознакомительному чтению.
Например, учащимся может быть предложено задание разделить текст на пять частей.
Magician breaks up bank robbery
An Amateur stage magician broke up a bank robbery when he waved his "magic" handkerchief - and made the bandit's pistol disappear. But incredibly, the exconvict arrested for the attempted robbery walked out of court as a free man - because neither the police nor the magician were able to recover the missing weapon. Ten people saw the gunman pull a 38-caliber automatic and point it at a magician, but without the weapon as evidence the judge tossed the case out of the court. A police detective was frustrated. Oskar Gomes, 19, performed in nightclubs in and around Sao Paulo. He was held as a hero after a man standing in line just ahead of him stepped up to a teller's window at the Banco National dos Trabalhadores de Sao Paulo, Brazil, and pulled a gun. Gomes tapped the gunman on the shoulder, waved a bright red handkerchief at him - and the weapon vanished. Then the heroic teenager helped an elderly guard overpower the stunned thief. Unfortunately, the young man reached to the emergency from instinct, and he was unable to recall exactly how he performed the feat of magic. So he couldn't reverse the trick to retrieve the gun, and now a very dangerous criminal is back on the streets.
Key:
1. An Amateur stage magician...
2. Ten people saw...
3. Oskar Gomes, 19, performed...
4. Then the heroic teenager helped...
5. Unfortunately, the young man reached...
При обучении чтению недостаточно только верно подобрать или разработать задания к тексту. Очень важно также подготовить учащихся к чтению.
Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой.
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
Текстовой этап включают в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, например: заполнение таблицы, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, верные/неверные утверждения, соотнесение картинок с предложениями из текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д. Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.
Цель послетекстового этапа - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение.
В качестве примера организации обучения просмотровому чтению приводим серию заданий к тексту 2 (уровень - intermediate and above).
Предтекстовой этап.
Task: Look at the titles of these leaflets and say what soit of advertisements we are going to read today. Key: Advertisements about summer holidays, resorts, cruises.
Текстовом этап.
Task: Look through the advertisements of different resorts and fill in the table if the infonnation is provide.
Послетекстовой этап.
Task: Role-play - act out a situation.
Student A You are a travel agent. You have received a call from one of the clients. Give the info he/she asks for. Try your best to persuade the client to travel with your company. |
Student В You are a traveller. You have looked through the ads of different resorts and have chosen one of them, which you'd like to visit. You telephone the travel agent to confirm the information about the price, duration and recreation activities. |
Таким образом, перед учителем предстает большой набор методов и приемов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.
Глоссарий
Asking / Answering Question - вопросо-от-ветные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.
Categorising - деление на категории - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.
Cloze - восстановление / заполнение пропусков - прием работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое я-е слово (п колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
Completing - упражнение на дополнение -прием работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
Correction - исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
Finding differences / similarities - сопоставление / нахождение сходств и различий - прием работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
Gap-filling - заполнение пробелов/пропусков - прием работы, в основе которого лежит методика дополнения или восстановления недостающих языковых элементов.
Information Transfer - перекодирование информации - прием работы, заключающийся в переносе информации из одной формы ее представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.