Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:55, контрольная работа
Внимание это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Введение 3
Особенности внимания ребенка раннего возраста 4
Основные направления развития внимания ребенка-дошкольника 8
Организация внимания взрослым 13
Приемы самоорганизации внимания, применяемые дошкольниками 16
Заключение 18
Список литературы 20
Оглавление
Внимание это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным[1].
Вид внимания |
Условие возникновения |
Основная характеристика |
Механизм |
Непроизвольное |
Действие сильного , контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя |
Непроизвольность ,легкость возникновения и переключения |
Ориентировочный рефлекс или доминанта , характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное |
Постановка (принятие) задачи |
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий ,утомляет |
Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) |
Послепроизвольное |
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес |
Сохраняется целенаправленность , снимается напряжение |
Доминанта ,характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Внимание - это процесс, при котором
происходит отбор нужной информации и
неприятие лишней. Внешнее внимание
обращено на предметы и явления окружающего
мира, на действия других людей. Такое
внимание можно наблюдать у ребенка с
самого рождения: поворот головы в сторону
звука, фокусирование взгляда на лице
мамы.
У детей дошкольного возраста внимание
направлено на их внутренний мир. Когда
ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит
в одну точку, знайте, в этот момент его
внутреннее внимание достигает наивысшей
точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Непроизвольное внимание возникает само
собой, без усилий ребенка на его возникновение
и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес,
но он кратковременный и как только объект
перестает быть интересным, данный вид
внимания прекращается[9].
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
- интенсивность раздражителя
- качество раздражителя
- повторение
- внезапность появления объекта
- движение объекта
- новизна объекта
- согласие с наличным содержанием сознания
Произвольность внимания развивается
вместе с формированием его отдельных
свойств[7].
Произвольное внимание необходимо для
того, чтобы ребенок делал не то, что ему
хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя
другим более интересным для него занятием.
Психологи считают, чем лучше развита
речь у ребенка дошкольного возраста,
тем раньше формируется произвольное
внимание. Его развитию способствуют различные
занятия с ребенком, игры по правилам,
в которых взрослый принимает непосредственное
участие, показывая необходимость такого
внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением
задания, ему уже не требуется прилагать
усилия для концентрации внимания, и произвольное
внимание переходит в послепроизвольное.
Здесь сочетаются признаки непроизвольного
и произвольного видов внимания[2].
Есть еще и третья стадия становления
внимания – она заключается в возвращении
к непроизвольному вниманию. Этот вид
внимания получил название «послепроизвольного».
Понятие послепроизвольного внимания
было введено в употребление Н. Ф. Добрыниным.
Послепроизвольное внимание возникает
на основе произвольного и заключается
в сосредоточении на объекте в силу его
ценности (значимости, интереса) для личности[7].
Так же внимание дошкольника обладает
следующими свойствами: объем, устойчивость,
концентрация, избирательность, распределение,
переключаемость.
Объем внимания характеризуется количеством
объектов, за которыми ребенок может следить,
не теряя внимательность. К шести годам
ребенок способен одновременно воспринять
не один предмет (как в четыре-пять лет),
а три, причем с достаточной полнотой и
детализацией. Объем внимания сужается,
если ребенок видит предметы впервые.
При этом яркий внешний вид или размер
объектов в возрасте 6 лет, становятся
менее важны, чем в 3-4 года[10].
Устойчивость показывает, как долго ребенок
может сосредотачиваться на объекте или
выполняемой деятельности. Считается,
что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание
до 2 часов, в зависимости от вида деятельности
– игра или же монотонное, скучное занятие.
Концентрация внимания показывает, насколько
интенсивно ребенок может сосредоточиться
на объекте, способен ли он сопротивляться
отвлекающим моментам. Чаще всего концентрация
у дошкольников невелика, и очень важно
ее развить. Для этого существуют специальные
упражнения. Вот одно из них. Попробуйте
вместе с ребенком разучить стихотворение.
При этом первое четверостишие учите при
очень слабом звуке телевизора или радио,
заучивая второе четверостишие, немного
увеличьте громкость. Последнее четверостишие
заучивайте при достаточно громком звуке.
Избирательность внимания позволяет ребенку
сосредоточиться на определенной части
объекта, что помогает ему успешно решить
задачу.
Распределение означает возможность уделять
равнозначное внимание нескольким объектам,
выполнять несколько различных действий
без ошибок.
Переключаемость внимания способствует
быстрому переключению с одного вида деятельности
на совершенно другой, при этом ребенок
испытывает определенное нервное напряжение,
которое с возрастом становится менее
выраженным[10].
Обычно в дошкольном возрасте распределение
и переключаемость внимания недостаточно
развиты, поэтому им следует уделить особое
внимание в занятиях с ребёнком. При этом
следует учитывать личностные особенности
вашего ребенка и не требовать от него
невозможного.
Важно, чтобы ребенок расширял возможности
своего внимания, не испытывая при этом
большого нервного напряжения, тогда любопытство,
жажда познания и живость мышления очень
помогут вашему ребенку в дальнейшей школьной
жизни. Внимание ребенка в начале дошкольного
возраста отражает его интерес к окружающим
предметам и выполняемым с ними действиям.
Ребенок сосредоточен до тех пор, пока
интерес не угаснет. Появление нового
предмета тотчас вызывает переключение
внимания на него. Поэтому дети редко длительное
время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в
связи с усложнением деятельности детей
и их продвижением в общем умственном
развитии внимание приобретает большую
сосредоточенность и устойчивость. Но
основное изменение внимания в дошкольном
возрасте состоит в том, что дети впервые
начинают управлять своим вниманием, сознательно
направлять его на определенные предметы,
явления, удерживаться на них, применяя
для этого некоторые способы. Хотя дети
младшего и среднего дошкольного возраста
начинают овладевать произвольным вниманием,
непроизвольное внимание остается преобладающим
на протяжении всего дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста у детей
начинает интенсивно развиваться способность
к произвольному вниманию. В дальнейшем
произвольное внимание становится непременным
условием организации учебной деятельности
в школе[5].
Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с ребенком, а так же от того, как он организует деятельность ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось наконец поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник[9].
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым. На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, задает вопрос «Где Лена (Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обеспечил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ребенка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним[9]. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Информация о работе Приемы самоорганизации внимания, применяемые дошкольниками