Приемы самоорганизации внимания, применяемые дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Внимание это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

Содержание работы

Введение 3
Особенности внимания ребенка раннего возраста 4
Основные направления развития внимания ребенка-дошкольника 8
Организация внимания взрослым 13
Приемы самоорганизации внимания, применяемые дошкольниками 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

крнтр по детск психологии.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать». Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой. Например, дети увлеченно играют в моряков. Близится время ужина. Воспитатель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Кораблю зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный ужин и отдых»[9].

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л. С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Процесс возрастного развития внимания, по мнению А. Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы  самоорганизации  внимания, применяемые дошкольниками

 

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Например, при целенаправленном выполнении фонетического анализа используются картонные фишки. Точная последовательность их выкладывания организует внимание детей, помогает сосредоточиться. 
Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей[2]. 
Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания. Кроме того, психологи обнаружили, что в III классах внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Эту особенность тоже используют в педагогической практике, чередуя умственные занятия с материально-практическими (рисование, лепка, пение, физкультура). Обнаружено также, что дети чаще отвлекаются, если выполняют простую, но монотонную деятельность, чем при решении сложных задач, требующих применения разных способов и приемов работы. 
Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н.Ф.Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение

Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.

Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. 

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.

Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.

В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.

Л.С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Актуальность работы обусловлена тем, что внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. По мнению выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Божович Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.: ил. – //Серия «Мастера психологии».
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. //Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Науч. редактор Б. С. Волков – 3 изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 144с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976 – 205 с.
  4. . Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. Психологии. 1975 г. № 2. С. 68-80.
  5. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000-352 с. //Серия «Мир психологии».
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт., МГППУ, 2011. – 406 с. //Серия: Основы наук.
  7. Осипова А. А. , Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с. //Программа развития.
  8. Столяренко Л. Д. Психология: краткий курс лекций. //Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 173 с. – //Серия: Хочу все сдать!
  9. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. Г. А. Урунтаева. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
  10. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 -  224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Приемы самоорганизации внимания, применяемые дошкольниками