Применение здоровьесберегающих технолгий в работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Сытник Галина.docx

— 62.99 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.  
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. 
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Сегодня слова «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие» технологии и методики и другие схожие понятия стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. 
 
Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. 
 
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.1 
 
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно–образовательного процесса. 
 
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры воспитателей и родителей. 
 
Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы  определяются  реальными потребностями

Объект исследования- дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - является здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогическим коллективом  при работе с дошкольниками.

Цель исследований:

Рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.

Повысить компетентность  воспитателей и родителей по вопросам здоровье сберегающих  применяемым в ДОУ по средствам создания методического пособия для начинающих воспитателей.

Для достижения поставленной цели  нами был решен ряд задач:

  1. Раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в педагогической литературе;
  2. Проанализировать программы дошкольного образования в части организации здоровьесбережения детей в ДОУ;
  3. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
  4. Подобрать практического материала к брошюре;
  5. Составить  текст брошюры;
  6. Оформить брошюру «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками ДОУ». Методическое пособие для начинающего воспитателя;
  7. Собрать отзывы по проекту.

Теоретическая и практическая задача данной работы имеет значимость в том, что данные материалы по здоровьесбережению систематизированы и могут быть использованы при работе с родителями, и в работе  педагогов при организации здоровьесберегающих мероприятий в ДОУ.

 

 

 

Методы реализации: в работе использованы теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований.

 

Ожидаемый результат

Обобщить, систематизировать и расширить круг знаний воспитателей и родителей  об особенностях  и  принципах  использования здоровьесберегающих технологий  в практической  работе с дошкольниками в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

 

1.1.Понятие здоровьесбережения в педагогике.

 
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была всегда актуальной. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. 
 
В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела. 
 
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень. 
 
В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...". Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. 
 
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены. 
 
Идеи физического развития ребенка через труд, упражнения, военные игры, походы выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег. 
 
В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места..." .

  • В конце XIX - начале XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П. Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии.
  • В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим здоровьем. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, А. С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные.
  • В 1980 году И. И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова) . 
     
    Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. 
     
    Законом 273-ФЗ «ОБ образовании в РФ 2014(Глава 4 Статья 41)2 а также Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 и от 10.04.2000 № 51-ФЗ

  «Об утверждении федеральной программы развития образования»4 на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. 
 
Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). В указанных нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». 
 
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. 
 
Социологическое понятие здоровья включает:

  • Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
  • Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
  • Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
  • Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
  • Количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности. 
     

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья: 
 
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. 
 
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 
 
Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. 
 
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. 
 
Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. 
 
В педагогической науке понятие «здоровьесбережение» стало использоваться с 90-х годов XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья детей через особенности организации учебно-воспитательного процесса в различные периоды: «беречь здоровье» – «не обременять» – «забота о здоровье» – «укрепление здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология» – «здоровьесбережение».5 В настоящее время в понятии «здоровьесбережение» учёными выделяются различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие и самовоспитание, интеграция физкультурного образования. В соответствии с вышесказанным, здоровьесбережение будет, рассматривается как процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и т. п. мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. 
 
 
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

 Любая такая система  состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

  1. Целей здоровьесберегающей деятельности;

 

  1. Содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах);
  2. Методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности);
  3. Средств, используемых в процессе здоровьесбережения;

 

Организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом. 
 
Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. 
 
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. 
 
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

 

 

 1.2.Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.

 
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.  
 
Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как: 
 
«Программа воспитания и обучения в детском саду (авторский коллектив: М. А.Васильева, В. В.Гербова, Т. С.Комарова); 
 
Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторский коллектив: H. H.Авдеева, О. Л.Князева, Р. Б.Стеркина); 
 
Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга» (авторский коллектив: В. В.Гербова, Т.Н.Доронова, Т. И.Гризик); 

Информация о работе Применение здоровьесберегающих технолгий в работе с дошкольниками