Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:30, курсовая работа
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Забота о здоровье – одна из
важнейших задач каждого человека. Среди
всех земных благ здоровье – ценный дар,
данный человеку природой, заменить который
нельзя ничем, однако люди не заботятся
о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье
наших детей сегодня – это полноценный
трудовой потенциал нашей страны в ближайшем
будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим,
чтобы наши дети хорошо учились, год от
года становились сильнее, вырастали и
входили в большую жизнь людьми не только
знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье
– это бесценный дар.
Сегодня слова «здоровьесбережение»,
«здоровьесберегающие» технологии и методики
и другие схожие понятия стали активно
внедряться в научно-исследовательский
оборот при осмыслении проблем образования,
воспитания, медицинского обеспечения
детей образовательных учреждений, в том
числе и дошкольных.
Значение ранних периодов детства для
развития личности и воспитания здорового
ребенка трудно переоценить. Отечественной
системой дошкольного образования накоплен
ценный опыт гигиенического воспитания,
однако ухудшение здоровья дошкольников
и современные социальные условия диктуют
новые подходы к формированию здорового
образа жизни детей.
Проблема здоровья детей в любом обществе
и при любых социально-экономических и
политических ситуациях актуальна, своевременна
и достаточно сложна, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный
и экономический потенциал общества.1
В настоящее время перед дошкольными учреждениями
стоит много проблем, которые оказывают
негативное влияние на решение вопросов
сохранения и укрепления здоровья детей:
несовершенство деятельности медико-психолого-
Данные проблемы влекут за собой отрицательные
социальные последствия: подрывается
духовно-нравственное, физическое и психическое
здоровье детей; уменьшается процент здоровых
детей, выпускаемых в школу; недостаточно
высокий уровень психолого-педагогической
культуры воспитателей и родителей.
Таким образом, проблема заключается в
противоречии между объективной необходимостью
изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного
процесса и жизнедеятельности детей по
вопросам сохранения и укрепления здоровья
и отсутствием научно-методического обеспечения,
а также недостаточной разработанностью
рассматриваемых проблем в педагогической
науке и практике.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями
Объект исследования- дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - является здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогическим коллективом при работе с дошкольниками.
Цель исследований:
Рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.
Повысить компетентность воспитателей и родителей по вопросам здоровье сберегающих применяемым в ДОУ по средствам создания методического пособия для начинающих воспитателей.
Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач:
Теоретическая и практическая задача данной работы имеет значимость в том, что данные материалы по здоровьесбережению систематизированы и могут быть использованы при работе с родителями, и в работе педагогов при организации здоровьесберегающих мероприятий в ДОУ.
Методы реализации: в работе использованы теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований.
Ожидаемый результат
Обобщить, систематизировать и расширить круг знаний воспитателей и родителей об особенностях и принципах использования здоровьесберегающих технологий в практической работе с дошкольниками в ДОУ.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
1.1.Понятие здоровьесбережения в педагогике.
Проблема сохранения и укрепления здоровья
детей дошкольного возраста была всегда
актуальной. История отечественного и
зарубежного образования свидетельствует,
что проблема здоровья подрастающего
поколения возникла с момента появления
человеческого общества и на последующих
этапах его развития рассматривалась
по-разному.
В Древней Греции выделялись особые системы
воспитания: спартанская и афинская. В
условиях сурового военного строя жизни
земельной аристократии воспитание в
Спарте носило ярко выраженный военно-физический
характер. Идеалом был выносливый и мужественный
воин. Яркую картину спартанского воспитания
нарисовал Плутарх в биографии спартанского
законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах
предполагало интеллектуальное развитие
и развитие культуры тела. В трудах Сократа
и Аристотеля содержатся воззрения на
необходимость формирования физической
культуры тела.
В полном соответствии с античным идеалом
человека педагоги эпохи Возрождения
проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали
методику физического воспитания - Томмазо
Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор,
Мишель Монтень.
В педагогической теории XVII века руководящим
принципом воспитания считался принцип
полезности. Педагоги того времени уделяли
большое внимание заботе об укреплении
здоровья детей. Джон Локк в своем главном
труде "Мысли о воспитании" предлагает
тщательно разработанную систему физического
воспитания будущего джентльмена, провозглашая
его основное правило: "Здоровый дух
в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом
мире...". Локк подробно описывает приемы
закаливания, обосновывает значение строгого
режима в жизни ребенка, дает советы об
одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Впервые в истории русской педагогической
мысли российский деятель просвещения
Епифаний Славинецкий в педагогическом
сочинении "Гражданство обычаев детских"
попытался дать свод правил, которыми
должны были руководствоваться дети в
своем поведении. Здесь сказано, как относиться
к своей одежде, внешности, как соблюдать
правила гигиены.
Идеи физического развития ребенка через
труд, упражнения, военные игры, походы
выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и
Адольф Дистервег.
В России над преобразованием дела воспитания
работали прогрессивные общественные
деятели и педагоги И. И. Бецкой, Н. И. Новиков,
Ф. И. Янкович. Н. И. Новиков в статье "О
воспитании и наставлении детей" отмечает,
что "...первой главной частью воспитания
является попечение о теле, поскольку
образование тела и тогда уже нужно, когда
иное образование не имеет еще места..."
.
«Об утверждении федеральной
программы развития образования»4 на образовательные учреждения
возложена ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся и воспитанников
во время образовательного процесса.
Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе
основных принципов государственной политики
в области образования провозглашает
«приоритет... здоровья человека» (п.1 ст.2),
а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное
учреждение несет ответственность за
жизнь и здоровье обучающихся во время
образовательного процесса (п. 3.3. ст.32).
В указанных нормах акцент делается на
охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона
об образовании в дополнение к указанным
положениям требуется от образовательного
учреждения «создавать условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся».
По определению Всемирной
организации здравоохранения, здоровье
- это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезни или физических дефектов.
Социологическое понятие здоровья включает:
В настоящее
время принято выделить несколько компонентов
(видов) здоровья:
Соматическое здоровье
– текущее состояние органов и систем
организма человека, основу которого
составляет биологическая программа индивидуального
развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими на различных этапах онтогенетического
развития. Эти потребности, во-первых,
являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию
этого процесса.
Физическое здоровье
– уровень роста и развития органов и
систем организма, - основу которого составляют
морфофизиологические и функциональные
резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции.
Психическое здоровье
– состояние психической сферы, - основу
которого составляет состояние общего
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную
поведенческую реакцию. Такое состояние
обусловлено как биологическими, так и
социальными потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
Нравственное здоровье
– комплекс характеристик мотивационной
и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности,
- основу которого определяет система
ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем
опосредована духовность человека, так
как оно связано с общечеловеческими истинами
добра, любви и красоты.
Таким образом, понятие здоровья отражает
качество приспособления организма к
условиям внешней среды и представляет
итог процесса взаимодействия человека
и среды обитания; само состояние здоровья
формируется в результате взаимодействия
внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
В педагогической науке понятие «здоровьесбережение»
стало использоваться с 90-х годов XX в. и
отражало специфику отношений к сохранению
здоровья детей через особенности организации
учебно-воспитательного процесса в различные
периоды: «беречь здоровье» – «не обременять»
– «забота о здоровье» – «укрепление
здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология»
– «здоровьесбережение».5 В настоящее время в понятии
«здоровьесбережение» учёными выделяются
различные аспекты: самоактуализация
и самоосуществление, физическое саморазвитие
и самовоспитание, интеграция физкультурного
образования. В соответствии с вышесказанным,
здоровьесбережение будет, рассматривается
как процесс, включающий в себя совокупность
специально организованных физкультурно-оздоровительных,
образовательных, санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических и т. п. мероприятий
человека для полноценно здоровой жизни
на каждом этапе его возрастного развития.
Здоровьесбережение как система характеризует
собственно здоровьесберегающий аспект
функционирования учебного заведения
соответствующего уровня и профиля.
Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
Организационных норм, в которых
здоровьесберегающая деятельность реализуется
с тем или иным эффектом.
Таким образом, под здоровьесбережением
понимается процесс, включающий в себя
совокупность специально организованных
физкультурно-оздоровительных, образовательных,
санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических
и других мероприятий человека для полноценно
здоровой жизни на каждом этапе его возрастного
развития.
Здоровьесберегающий педагогический
процесс ДОУ - в широком смысле слова -
процесс воспитания и обучения детей дошкольного
возраста в режиме здоровьесбережения
и здоровьеобогащения; процесс, направленный
на обеспечение физического, психического
и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение
и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса
в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально
организованное, развивающееся во времени
и в рамках определенное образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов,
направленное на достижение целей здоровьесбережения
и здоровьеобогащения в ходе образования,
воспитания и обучения.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
1.2.Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.
На современном этапе развития
образования существует несколько концепций
физического развития детей дошкольного
возраста. В основе философии той или иной
программы лежит определенный взгляд
авторов на ребенка, на закономерности
его развития, а, следовательно, и на создание
условий, которые способствуют становлению
личности, оберегают его самобытность
и раскрывают творческий потенциал каждого
воспитанника.
Немаловажную роль в работе детского сада
по сохранению и формированию здоровья
ребенка играют такие программы, как:
«Программа воспитания и обучения в детском
саду (авторский коллектив: М. А.Васильева,
В. В.Гербова, Т. С.Комарова);
Программа для дошкольных образовательных
учреждений и методический комплект «Основы
безопасности детей дошкольного возраста»
(авторский коллектив: H. H.Авдеева, О. Л.Князева,
Р. Б.Стеркина);
Комплексная программа и методическое
руководство для педагогов дошкольных
учреждений «Радуга» (авторский коллектив:
В. В.Гербова, Т.Н.Доронова, Т. И.Гризик);
Информация о работе Применение здоровьесберегающих технолгий в работе с дошкольниками