Применения электронных технологий в волейболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить особенности применения электронных технологий в волейболе.
Задачи работы:
-охарактеризовать технологии образования на уроках физической культуры;
-определить особенности применения электронных технологий в волейболе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1 Характеристика технологий образования на уроках физической культуры………………………………………………………………………..5
1.1 Технология дифференцированного физкультурного образования..5
1.2 Информационно-коммуникативные технологии…………………..9
1.3 Здоровьесберегающие технологии…………………………………11
2 Особенности применения электронных технологий в волейболе…15
2. 1 Информационно-коммуникационные технологии в спорте и роль компьютерных статистических программ в современном волейболе…….15
2.2 Использование электронных технологий на занятиях по волейболу в КГПИ…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

волейбол.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

в учреждении, отражение спортивной практики и достижений каждого занимающегося, обучение и обмен опытом работы среди тренеров и самое главное – применение программы способствует более грамотной организации учебно-тренировочного процесса, а как следствие положительно влияет на рост спортивного мастерства. Данная программа прошла тестирование на соревнованиях чемпионата России по волейболу среди женских команд 1 лиги, на финальных соревнованиях первенства России по волейболу среди юношей 1994-1995 г. рождения, которые проводились в г. Белгороде с 20 по 30 марта 2009 г. 

  Составление волейбольного статотчета – вещь невероятно трудная. Здесь нужно не только хорошо понимать игру, но и уметь улавливать малейшие нюансы и быстро работать с цифрами. Волейбольный статист должен обладать аналитическим складом ума. Пожалуй, ни в одном другом виде спорта качество «статистики» не зависит так сильно от того, кто ее ведет [8,с.198]. 

  Таким образом статистика в волейболе является своеобразным консультантом и помощником тренера, позволяющие планировать, корректировать, управлять игрой и тренировочным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Использование электронных технологий на занятиях по волейболу в КГПИ

 

Стратегия использования информационных технологий в сфере образования - ключевая проблема стратегического планирования национального уровня. Внедрение современных информационных технологий в физкультурное образование. Возможности информационных технологий. Технология применения компьютерной техники на занятиях по волейболу в КГПИ. Планирование занятия с применением информационных технологий. Возможность применения информационных технологий на всех этапах обучения. Преимущества использования цифровых технологий. Модификация учебного процесса. Интерактивность обучения. Эффективность в достижении результатов обучения. Обогащение педагогических методов обучения. Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне. [ 7 c. 3]. Быть успешным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Это полностью относится и к специалистам физической культуры и спорта. [ 3 c. 2] Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально - техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в физкультурное образование, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно- коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. [ 3c. 4]Информационные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современного ВУЗа. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования компьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных студентов, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, спортивных достижений. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования компьютерных технологий в физической культуре и спорте являются: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний учащихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров. Функциональные возможности современных компьютерных средств значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности по физической культуре и спорту. Разрабатывая технологию применения компьютера на занятиях, авторы руководствуются одним принципом: компьютер в обучении используется лишь тогда, когда он обеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать при использовании традиционных технологий. [12 c. 7] В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме занимающихся. [6 c. 32] Конечно, компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить занимающегося в положение участника соревнований). [7 c. 24] Мыслительная деятельность учащихся на занятиях по волейболу с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее. По-другому строится и планирование занятия: преподаватель специально продумывает отдельные элементы занятия, в которых используется компьютер, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управления познавательной деятельностью занимающихся в ходе занятия. Особое внимание обращается на: - представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) и трудных для наглядной демонстрации на обычных занятиях; - компенсацию с помощью электронной техники недостатка наглядных пособий на занятиях по волейболу; - использование компьютера для формирования у обучаемого правильного представления о технике двигательного действия. В ходе всего курса занятий по волейболу можно выделить несколько этапов освоения студентами спортивно-компьютерных умений и навыков. Первый этап - визуальный - предусматривает просмотр студентами техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Студенты получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику. Второй этап - технический, предполагает использование видеоаппаратуры (видеокамер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение». У студентов развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, студенты получают возможность детально изучить технику двигательного действия. На третьем этапе - аналитическом - старшекурсники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (тренировка, соревнование, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка. В начале обучения закладываются основы техники специфических двигательных действий (стойки, перемещения, нападающий удар, блокирование и подача мяча и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии не требуются усилия для какого-либо переучивания. Применение компьютерной техники возможно на всех этапах обучения студентов. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а сам материал «объясняет» компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста студент получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает занятие более содержательным и увлекательным. На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае. На этапе повторения в компьютерном варианте обучаемые решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все студенты. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется преподавателем. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: -используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий студентами, упражнения дифференцируются по степени трудности; -повышается объективность оценивания; -фиксируется детальная картина успехов и ошибок студентов. Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике. Информационные технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения студентов. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такие задачи как: повысить информационную насыщенность занятия, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание. Демонстрационные материалы, которые повышают наглядность, и эффективность словесных методов в изобилии встречаются в предметных цифровых образовательных ресурсах: плакаты или слайды, плакаты- иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, комплексные интерактивные таблицы. Включение таких материалов в структуру занятия не только повысит интерес учащихся, поскольку практически все материалы ресурсов выполнены на высоком уровне, но и сэкономит время преподавателя на подготовку к данному занятию. В случае, если педагог не нашел уже готовых интересующих его материалов, он может самостоятельно их создать, например мы проводим видеосъѐмку соревнований, технических действий на тренировках и используем этот материал при проведении занятий, что позволяет нам увидеть ошибки, недостатки, проанализировать, сделать соответствующие выводы по улучшении. Тренировочного процесса. Для создания собственных иллюстративных материалов, таких как рисунки, схемы (например, при объяснении выполнения упражнений) можно воспользоваться графическими редакторами, текстовым процессором. Изложение новой темы занятия, как правило, сочетается с применением средств наглядности: в дидактике выделяют методы показа и методы демонстрации. Метод показа включает в себя показ плакатов, схем, и пр., которые можно создавать самим с помощью компьютерных технологий, так и использовать уже существующий набором таких иллюстраций в цифровых образовательных ресурсах и сети Интернет. Метод демонстрации включает в себя демонстрацию фильмов, видео- образцов. Видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов не только не займут много времени (по продолжительности они не более 7 минут), но и могут быть остановлены в любое удобное для рассказчика время. В случае, когда словесные методы направлены на изучение существенных свойств изучаемого объекта, следует, чтобы обучаемые имели данный объект или его модель перед глазами, что облегчит восприятие материала. Объект или его модель удобно проецировать на экран. Четкую и отвечающую всем требованиям преподавателя иллюстрацию просто создать в любом из графических редакторов (Рат1, Рьо1оз1юр, СогеЮгаду). Ключевые и важные моменты в объяснении целесообразно также выделить и оформить в виде отдельного изображения, слайда с привлечением таких программных продуктов как М8 ^огѐ, М8 РиЬПзЬег, которые являются общедоступными в образовательных учреждениях. [12 c.50] При проведении практических занятий преподаватель предлагает решать конкретные прикладные задачи. Для более наглядного проведения практических занятий необходимо использовать различные фотографии, рисунки, слайды, видеоролики, которые характеризуют поставленную практическую задачу. В случае организации индивидуального или фронтального опроса можно использовать модели объектов, созданные на компьютере, что позволит разнообразить виды вопросов. При фронтальном опросе возможно проецирование списка вопросов для обдумывания лаконичного ответа при условии, что ответ на вопрос предполагает некоторые рассуждения. В настоящее время созданы программы, облегчающие преподавателю проведение письменного контроля: проверочные тематические работы, наборы тестов, которые проверяются мгновенно, и в которых предусмотрена возможность просмотра студентом уже проверенных собственных ответов. Варианты контрольных, самостоятельных работ так же удобно проецировать на экран. [3 . 27] Данная технология позволяет на более качественном уровне и в короткий срок организовать подготовку начинающих волейболистов как на учебных занятиях в учреждении образования, где волейбол является составной частью учебных программ, так и в работе секций по волейболу вучебных заведениях, в детских спортивных школах, спортивных клубах, секциях производственных организациях. Компьютерная технология создает у обучающихся наглядное представление о технике выполнения каждой части сложного двигательного действия и помогает занимающимся быстрее изучить на практике эти сложные элементы техники. Разработав по данной технологии электронное учебное пособие можно применять его при освоении двигательного действия, как на начальном этапе, так и на этапе углубленного разучивания движений. Слайды можно использовать постранично а также в качестве учебных карточек. Анимация демонстрирует выполнение двигательного действия и показывает его в замедленном темпе, создавая у обучающихся наглядное представление о движении, что невозможно при показе преподавателем или подготовленным студентом. Ценность электронного пособия в том, что кинограммы двигательных действий окажут большую помощь преподавателям в достижении самосовершенствования профессионализма, продуктивности обучения игре в волейбол, а обучающимся – в осознанном восприятии техники выполнения специфических упражнений, в кратчайшие сроки приобрести навыки качественного выполнения сложных элементов техники. Также студенты могут изучить сложное двигательное действие, используя электронное пособие, при выполнении самостоятельной работы.

 

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества-информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности-физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. 

Одним из приоритетных направлений работы школы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Не первый год использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Урок с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на занятиях по волейболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Барчуков И.С., Нестеров  А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков , А.А.Нестеров. - М.: Асайепна, 2009.- 528 с.

2. Васильков А.А. Теория  и методика спорта / А.А.Васильков . - М.: Феникс, 2008. - 379 с.

3. Волков В.Ю. Компьютерные  технологии в образовательном  процессе по физической культуре /Матер, всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

4. Волков В.Ю., Волкова  Л.М. Компьютерный дистанционный  курс по дисциплине «Физическая  культура» /Матер, всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

5. Горбунов Г. Д., Гогунов  Е. Н. Психология физической культуры  и спорта / Г. Д.Горбунов, Е. Н. Гогунов. - М.: АсаЛеппа, 2009.- 256 с.

6. Жбанков О.В., Соловьев  Е.В. Информационно-методическая система  как средство индивидуализации  процесса физического воспитания  в вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6.

7. Захарова И.Г. Информационные  технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 4- е изд., стер. - М.: АсаЛепна, 2008. - 192 с.

8. Информатизация общего  среднего образования: Науч.-метод. пособие /под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое  общество России, 2004.

9. Кайнова Э. Б. Общая педагогика  физической культуры и спорта/ Э. Б.Кайнова . - Изд-ва: Форум, Инфра-М, 2007. - 208 с.

10. Неверкович С.Д., Аронова  Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической  культуры и спорта / С.Д.Неверкович , Т.В.Аронова , А.Р.Баймурзин. - М.: АсаЛепна, 2010.- 336 с.

11. Попов Г.И. Информационные  технологии в образовании в  отрасли физической культуры  и спорта / Г.И. Попов // Вестник учебных  заведений физической культуры. - 2004. - N 1(2). - С. 22-23.

12. Самсонова А.В. Использование  информационных технологий в  физической культуре и спорте / Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов  В.А. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 9. - С. 22-26.

13. Селиванова Т.Г. Информационные  технологии в образовании / Селиванова  Т.Г. // Современный олимпийский спорт  и спорт для всех : 7 Меяадунар. науч. конгр.: Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 3. - С. 332-333.

14. Фураев А.Н. К вопросу  о компьютеризации анализа выполнения  спортивных упражнений / Фураев А.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - N 11. - С. 50-52.

15. Волейбол: Учебник для  высших учебных заведений физической  культуры. Под ред. Беляева А.В., Савина  М.В., - М.: „Физкультура, образование, наука”, 2000 г.

16.Былеева Л.В. Подвижные  игры: Учебн. пособие для институтов физической культуры. - М., 1974. - 84 с.

17. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 144 с.

18. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 2006. - 336с.

19.  Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.

20. Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, Н.Г. Николаенко “Физическое воспитание”, Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.

21. Коротков И.М. Подвижные  игры в школе. - М., 1974. – 225 с.

22. Козленко М.П. Теория и методика физического воспитания. – К., 1984 г.

23. Качашкин В.М. Методика  физического воспитания. – М., 1980 г.

24. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 2004 - 47 с.

24. http://ruskaberez.narod.ru/moi_web_uzli/v_sait/igry.doc - Подводящие и подготовительные упражнения в подготовке школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Применения электронных технологий в волейболе