Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 05:54, реферат

Описание работы

Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи, их жизненное самоопределение - важнейшая составляющая общественного развития.
Современное общество переживает период трансформации, сопровождающийся кризисными явлениями в социально-экономической и духовной жизни. "Падение нравов" в обществе и, как следствие, его криминогенность, коррумпированность, разрушение основных систем, цементирующих его в единое целое, имеют в своей основе единственную причину - потерю высших духовных ориентиров и идеалов.

Содержание работы

Введение
1. Нравственное воспитание школьников.
Теоретические основы духовности и ее формирования у детей младшего школьного возраста
Понятие духовности в современной науке
2. Процесс формирования духовно- нравственных основ у учащихся начальных классов средствами уроков музыки. Патриотическое воспитание на уроках музыки.
Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников.
Заключение

Файлы: 1 файл

Эссе на тему «Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников».doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Эссе на тему:

«Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников»

 

Содержание:

Введение

1. Нравственное воспитание школьников.

Теоретические основы духовности и ее формирования у детей младшего школьного возраста 
Понятие духовности в современной науке

2. Процесс формирования духовно- нравственных  основ у учащихся начальных классов средствами  уроков музыки. Патриотическое воспитание на уроках музыки.

 Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников. 
Заключение  

                                                                             "В воспитании человека важно добиваться,  
чтобы нравственные и моральные истины были  
не просто понятны, но и стали бы целью жизни  
каждого человека, предметом собственных  
стремлений и личного счастья". 
(Свадковский И.Ф.)

  Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи, их жизненное самоопределение - важнейшая составляющая общественного развития.

Современное общество переживает период трансформации, сопровождающийся кризисными явлениями в социально-экономической и духовной жизни. "Падение нравов" в обществе и, как следствие, его криминогенность, коррумпированность, разрушение основных систем, цементирующих его в единое целое, имеют в своей основе единственную причину - потерю высших духовных ориентиров и идеалов. В настоящее время наблюдается рост детской преступности, смертности, алкоголизм, самоубийства - все это связано с атмосферой духовного регресса человечества. Многолетнее господство материалистической идеологии и прагматический уклон, утверждающийся в современном обществе, который ориентирован на потребление материальных благ, привели человека к отчуждению от его внутреннего мира. Последствия кризиса духовной сферы наиболее остро ощущает на себе подрастающее поколение как наименее защищенная часть населения. Без возрождения общества на основе традиционных представлений о Добре, Красоте, Правде и Справедливости, преодолеть духовный кризис невозможно.

Феномен духовности в педагогике еще не исследован и требует своего педагогического осмысления. На протяжении веков педагогика ставила проблему формирования духовности, не употребляя термин "духовность". Еще в древнегреческой теории воспитания (пандейя), воспитание мыслилось как глубоко личное, духовное общение . Идея духовного совершенствования человека вошла в историю педагогики  вместе с древнегреческими этическими учениями. Основополагающими для педагогики как науки стали сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, о добре, красоте, истине; высказывания Платона о духовном как высшем по отношению к чувственному, телесному; мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное является истинным содержанием человеческой жизни.

Нам близки философские учения, рассматривающие духовную жизнь человека как особый мир, своеобразную реальность, глубоко связанную с божественным бытием. (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, Н.О. Лосский и др.). В духовности они усматривали основу бытия человека и результат человеческого совершенства. Духовность философы связывали в большей степени с нравственным  развитием человека и его совершенствованием. Нравственность – как личностное  качество, подразумевает доброе, справедливое, подлинно гуманное  отношение одного человека к другому, то есть сопричастность человека человеку. Проявление нравственности предполагает согласованность чувств, действий, стремлений одного человека с чувствами, действиями и стремлениями другого.

 Духовностъ есть сопричастность  человека миру во всех его  проявлениях. Воззрения русской философской мысли конца XIX-первой половины XX века тесно переплетались с педагогической мыслью этого периода (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.П.Стоюнин, С.А.Рачинский. и др.). Многих педагогов  объединяло стремление сформировать духовно богатую личность путем развития в детях основных составляющих духовность человека, то есть свободолюбие, творчество, веру, интеллект, нравственные  чувства, волю. Раскрепощение духовных сил человека, воспитание личности, активно участвующей в переустройстве, - так определяли роль школы в духовном становлении личности ребенка русские педагоги.

В современной педагогике  в работах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина и др. центральное место занимает тема развития духовного мира ребенка, создания духовной общности учителя и ученика . К настоящему времени исследована сущность и содержание понятий "духовные потребности школьника " (Ю.В.Шаров), "духовная культура школьников" (Н.Е.Шуркова), "духовная культура учителя" (М.М.Мукамбаева), "духовные ценности школьников" (А.А.Коростолева), рассмотрены некоторые аспекты процесса формирования духовной культуры ребенка ( Л.Айзерман, Б.В.Бушелева, Л.В.Горюнова и др.).

Духовное воспитание - это непрерывная и бесконечная эволюция человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. Решение задач духовного воспитания лежит через понимание себя и мира, основанное на чувственном опыте, погружении в мир музыки, изобразительного  искусства и мир природы. На современном этапе, когда технократическое и урбанизированное восприятие мира занимает доминирующие позиции, необходимо изменить приоритеты и расставить основные акценты на духовном восприятии мира.

Одно из главных мест в духовном воспитании принадлежит культуре, широко выражающей все формы духовной жизни социума (мыслительной, религиозной, этической), и понимаемой как высшее стремление человечества утвердить смысл внутреннего бытия. Одним из элементов духовной культуры общества является искусство, которое несет в себе духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Духовное развитие - это процесс постижения общечеловеческих  ценностей, глубоко запечатленных в произведениях искусства. Это также формирование потребности и способности к активному, самобытному, созидательному, художественно-творческому самовыражению, так как творческая деятельность способствует развитию всех психических процессов. Искусство способно преображать человека на интуитивном, сверхсознательном уровне, очищая его сознание от главного недостатка - эгоистических импульсов, являющихся пережитком животной эволюции человека. Значение ценностно-ориентированных функций искусства отмечалось Л.Выготским, считающим искусство - способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни, организацией нашего поведения на будущее, установкой вперед, требованием, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит над ней. Проблема комплексного воздействия искусств на личность ребенка разрабатывалась и нашла свое творческое преломление в педагогической теории и практике (Ю.Б.Борев, Л.Г.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.).

Проблема формирования духовной личности школьника весьма актуальна и требует новых научно-педагогических и методических  решений. Особенно остро эта проблема стоит в области начального школьного  образования, где закладываются основы духовности. Посредством произведений искусств уже в звене начального школьного образования учащиеся способны осознать свои духовные потенции и активно стремиться к их творческой реализации. Учебные занятия, стимулируя стремление к созидательной художественно-творческой деятельности учащихся, формируя их эстетический  вкус, закладывая фундамент духовным потребностям детей, развивают творческие способности ребенка, активно выявляя его способности, и формируют духовные основы младших  школьников.

Благодаря последовательной и четкой организации нравственного и эстетического воспитания, благодаря развитию в воспитанниках способности живо чувствовать и правильно оценивать жизнь, педагог приобщает детей к активной творческой деятельности в её многообразных видах. Полноценное нравственное и эстетическое воспитание приучает человека быть подлинным творцом, а не просто потребителем художественной культуры. Следовательно, необходимо научить маленького человека творить в любой полезной области, побудить в нем жажду активной творческой деятельности и таким образом достигнуть цели - нравственного и эстетического воспитания.

Воспитание играет исключительную роль в формировании у человека нравственного идеала. Этот идеал определяется стремлением бороться против безобразного и жестокого и умножать доброе и прекрасное при том непременном условии, что он не усвоен как абстрактный, отвлеченный, а исполнен конкретным переживанием, преломлен глубоко эмоционально, как нечто свое внутреннее.

Дети младшего школьного возраста чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Замечено, что именно нравственный аспект человеческих отношений, проявления в первую очередь привлекает младших школьников. У них 7 - 8- летних детей, возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и к другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.

Особенности мира детства выражаются еще и в том, что ребята не могут и не должны ждать, когда вырастут, когда настанет лучшее будущее, они живут сейчас.

Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.

Одним из наиболее важным направлением духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного начального образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; 
б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.; 
в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).

Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка.

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.

Своеобразие предлагаемых программ предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей.

Информация о работе Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников