Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 05:54, реферат

Описание работы

Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи, их жизненное самоопределение - важнейшая составляющая общественного развития.
Современное общество переживает период трансформации, сопровождающийся кризисными явлениями в социально-экономической и духовной жизни. "Падение нравов" в обществе и, как следствие, его криминогенность, коррумпированность, разрушение основных систем, цементирующих его в единое целое, имеют в своей основе единственную причину - потерю высших духовных ориентиров и идеалов.

Содержание работы

Введение
1. Нравственное воспитание школьников.
Теоретические основы духовности и ее формирования у детей младшего школьного возраста
Понятие духовности в современной науке
2. Процесс формирования духовно- нравственных основ у учащихся начальных классов средствами уроков музыки. Патриотическое воспитание на уроках музыки.
Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников.
Заключение

Файлы: 1 файл

Эссе на тему «Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников».doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе осуществляется через:

  • постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
  • введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
  • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • знакомство с культурой малых народов Севера, их традициями, обычаями, музыкой.

Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у младших школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, а не последовательность видов деятельности.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.

Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.

Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод “забегания и возвращения”
  • метод сопоставления музыкального материала;
  • метод обобщения.

Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.

С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:

  • через доступные интонации песен, танцев, маршей, простейших народных
  • попевок, песен, колыбельных песен – кладезя нравственных ценностей (“колыбель” – это Родина, место происхождения самого народа.);
  • через первоначальное знакомство с духовной музыкой (молитва, кант), которое дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности;
  • через творческую деятельность в процессе игры на народных инструментах, вокальную импровизацию, художественно-музыкальное творчество, певческую деятельность.

Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой коренных народов Севера. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.

Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.

Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, - прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально-художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.

Для формирования у школьников “национальной широты” музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации.

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:

  • дети с интересом воспринимают материал урока;
  • у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Воспитание патриотических качеств школьников на уроках музыки ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию.

С огромным успехом в школе проводятся праздники “Славные сыны Отечества”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т.д.

В канун праздника великой Победы в школе проводится спортивно-познавательная игра “Салют, Победа!”, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.

Патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.

Заключение

1. Одним из основных путей достижения духовности человека являлось воспитание с опорой  на культурно- исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Проблема воспитания шла параллельно с философской мыслью, поэтому педагогические разработки и искания рассматриваемого периода тесно переплетались с размышлениями русских философов (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский и др.). Русские педагоги  (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.П.Стоюнин и др.) стремились к реализации идеи формирования духовно развитой, целостной, гармоничной личности, воспитанной на высших принципах общечеловеческой  морали.

Вновь обратиться к проблеме формирования духовности заставляет кризис развития общества, утрата идеалов, ценностная  дезориентация. Все это требует переосмысления воспитательного процесса в школьном  образовании.

В младшем  школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне рбенок  вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

2. Одним из способов формирования  духовных основ является искусство, ценность которого, как явления духовной культуры, состоит в том, что оно отражает мир целостно , в многообразии жизненных проявлений законов мира, охватывает все жизненно важные сферы и рассматривает их в органическом единстве. Среди множества функций искусства одной из важнейших является функция воспитательная , так как оно обращено не только к отражению и познанию внешнего мира, но и к внутреннему миру человека, его идеалам, жизненным ориентирам и ценностям. Приобщая  ребенка к человеческому опыту, искусство дает возможность для формирования собственного духовного опыта. Концепция диалектического единства нравственного  и эстетического и процесс ее познания является методологической основой разработки вопроса формирования духовных основ у детей младшего  школьного возраста средствами искусства. Своеобразие детского миропонимания заключается в детском  мифологизме. Он сближает детей с художниками, музыкантами, литераторами, так как это "живое, убедительное восприятие жизни". Такая особенность художественно восприятия создает благоприятные условия для эстетического  развития младших школьников, позволяет обогащать его воображения  новыми образами, чему способствует знакомство  с произведением искусства.

З. В логике целостного  подхода и теории воспитательных систем в школе формируется среда, в которой возможно духовное развитие младшего школьника , достижение им гармонии с самим собой, природой, обществом, с человеческой деятельностью. Духовное развитие предполагает самоопределение  ребенка в понимании самоценности человеческой жизни, его индивидуальности, самобытности, личностного смысла человеческой деятельности. Это значит воспитать  у него стремление к правде, добру, красоте.

 


Информация о работе Принципы и методы формирования ценности «искусство» у школьников