Принципы и содержание семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.30 Кб (Скачать файл)

 

Крайним выражением этой концепции  является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления  саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

 

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая  гуманистической концепции, ориентирующейся  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она  сохранялась и в период советской  власти. Однако господствовавшая в  этот период марксистская идеология  жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием  общества.

 

Гуманистический идеал  обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в  условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки  сменились демократическими.

 

В этой обстановке в современной  России произошло возрождение гуманистических  целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских  педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

 

Сегодня цель воспитания формулируется  как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации  к жизни в обществе, помощи в  осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

 

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов  общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования  гуманистической концепции воспитания.

 

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

 

Среди задач воспитания в современной системе российского  образования выделяются следующие:

формирование у каждого  воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и  волевых сфер на основе ее природных  и социальных возможностей и с  учетом требований общества;

овладение общечеловеческими  нравственными ценностями, гуманистическим  опытом Отечества, призванными служить  прочным фундаментом всего духовного  мира личности;

формирование активной гражданской позиции, соответствующей  демократическим преобразованиям  общества, правам, свободам и обязанностям личности;

развитие активности в  решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном  и трудовом коллективе на основе сложившихся  социально значимых коллективных норм.

 

Реализация целей и  задач воспитания обеспечивается совместными  усилиями всех его участников:

 

1. Преподавателей, консультантов,  тренеров, руководителей всех уровней.  Именно они являются субъектами  воспитательного процесса, несут  ответственность за его организацию  и эффективность.

 

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов  воспитания».

 

2. Но это не означает, что процесс воспитания может  реализоваться без всякого участия  его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или  воспринимать воспитательные воздействия,  или сопротивляться им — от  этого в огромной степени также  зависит эффективность воспитательной  деятельности.

 

3. Третьим участником  воспитательного процесса является  тот коллектив, в котором, как  правило, он осуществляется. Коллектив  оказывает огромное влияние на  каждого своего члена, причем  это влияние может быть как  позитивным, так и негативным. Конечно,  коллектив, учебная или рабочая  группа сами могут быть объектом  воспитания со стороны преподавателя,  руководителя.

 

4. И наконец, еще одним  активным участником воспитательного  процесса является та большая  социальная макросреда, в которой  существуют учебные и трудовые  коллективы. Социальная среда, окружающая  действительность, всегда выступает  в качестве мощного фактора,  оказывающего огромное влияние  на результаты воспитания.

 

Итак, воспитание — это  сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание  есть процесс социальный в самом  широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».


Информация о работе Принципы и содержание семейного воспитания