Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:07, реферат
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.
Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.
Традиционной для России,
как это показано в гл. 2, является
воспитательная цель, соответствующая
гуманистической концепции, ориентирующейся
на формирование всесторонне и гармонически
развитой личности. Формально она
сохранялась и в период советской
власти. Однако господствовавшая в
этот период марксистская идеология
жестко связывала возможность
Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.
В этой обстановке в современной
России произошло возрождение
Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).
Таким образом, вечную педагогическую
проблему о приоритете в воспитании
интересов личности или интересов
общества, Закон решает в пользу
личности, заявляя о приверженности
отечественной системы
Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.
Среди задач воспитания
в современной системе
формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
овладение общечеловеческими
нравственными ценностями, гуманистическим
опытом Отечества, призванными служить
прочным фундаментом всего
формирование активной
гражданской позиции, соответствующей
демократическим
развитие активности в
решении трудовых, практических задач,
творческого отношения к
обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:
1. Преподавателей, консультантов,
тренеров, руководителей всех уровней.
Именно они являются
«Воспитатель, поставленный
лицом к лицу с воспитанником,
— говорил Ушинский, — в себе
заключает всю возможность
2. Но это не означает,
что процесс воспитания может
реализоваться без всякого
3. Третьим участником
воспитательного процесса
4. И наконец, еще одним
активным участником
Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».
Информация о работе Принципы и содержание семейного воспитания