Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:15, доклад
В работе указаны основные методические принципы организации успешного обучения иностранным языкам в средней школе
Принципы обучения: общедидактические, общеметодические, частнометодические. Их характеристика и специфика.
Когда говорят о процессе обучение
как сложной системе, включающей
в себя учебную деятельность учителя
и учебную деятельность учащегося, имеют
в виду организованное обучение. Но обучение
не может быть организованным, если оно
не опирается на объективно существующие
или предполагаемые закономерности. Сформулированные
как нормативные положения, которыми следует
руководствоваться, эти закономерности,
реальные или предполагаемые, становятся принципами
обучения.
Основные
принципы обучения, провозглашенные
общей дидактикой, а по этому обязательные
при обучении любому предмету, называются дидактическими
принципами. В обучении ИЯ следует
руководствоваться следующими дидактическими
принципами:
Принцип сознательности. А.Н. Леонтьев сказал: «... подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация ПС при обучении ИЯ предполагает:
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. ПА может быть осуществлен при наличии следующих условий:
Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при
которой выбор способов, приемов, темпа
обучения учитывает различия учащихся,
уровень развития их способностей к учению.
Принцип наглядности. Наглядность
помогает создавать представления об
отдельных предметах и явлениях. Но чтобы
сформировать понятия, нужны активная
мыслительная деятельность. Средства
наглядности помогают возникновению представлений,
а мышление превращает эти представления
в понятия. Такова роль наглядности. С
помощью наглядности создаются учебные
ситуации, которые помогают развивать
речевую активность, подготавливая учащихся
к практической деятельности в реальных
жизненных ситуациях. ПН осуществляется
при помощи лингвистических
(контекст, толкование новых слов знакомыми
словами изучаемого языка, подбор синонимов
и антонимов, сравнение явления РЯ и ИЯ;
речь учителя) и экстралингвистических
средств (изобразительные ср-ва, мимика,
жесты, движения, демонстрация предметов
и наблюдение явлений окружающей действительности).
На уроках ИЯ нужно пользоваться не только
зрительной наглядностью, но обращаться
также к слуху и к другим ощущениям (в т.ч.
и к двигательным, связанным с процессом
говорения и письма). Ср-ва наглядности
используются для развития навыков и умений
речевой действительности:
Учащиеся 4 – 5-х классов отличаются
недостаточно еще развитым абстрактным
мышлением, поэтому в работе с
ними нужно использовать ср-ва зрит.
наглядности: картины, предметы, иллюстрации,
макеты, таблицы. Подростки способны мыслить
абстрактно, и поэтому их уже можно учить
с помощью средств лингвистической и слуховой
наглядности.
Принцип систематичности подразумевает
концентрическое усвоение материала.
Систематичность проявляется в организации
и последовательной подаче материала
(«от легкого к трудному») и обеспечивает
доступность и посильность обучения.
Принцип доступности и посильности
реализуется в делении учебного материала
на этапы и в подаче его небольшими дозами,
соответственно возрастным особенностям
и развитию речи.
Также
существуют методические
принципы, характерные именно для
обучения иностранному языку. Их разделяю
на общеметодические
и
частнометодические принципы.
Общеметодические
принципы:
Частнометодические принципы:
Тема 5.
Принципы обучения иностранным
языкам
При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы:
Принципы обучения как методическое понятие
Принципы обучения – одна из наиболее спорных областей дидактики, психологии, методики, ибо в их понимании существуют противоположные мнения, часто противоречащие друг другу. Что же такое принцип? Это понятие связано, прежде всего, с понятием «закон, закономерность». В теории познания отмечается, что принципов в природе нет, в природе существуют лишь законы.
Познавая эти законы и стремясь к их использованию в целях эффективного воздействия на природу, человек выдвигает на их основе принципы. Таким образом, принцип – это часто закон, выполняющий функции принципа. Вполне понятно, что чем лучше, полнее мы познаем объективные законы, тем точнее выдвигаемые нами принципы.
Процесс обучения очень объемен и многопланов. Трудно даже представить, что все принципы могут быть значимы для всего процесса. Скорее всего, есть принципы разных рангов: одни определяют весь процесс обучения, другие – обучение какому-то виду речевой деятельности, третьи значимы лишь для какой-то области обучения иностранному языку и т.д. Вот почему так «разношерстны» по рангу многие выдвигаемые методистами принципы (а всего их предложено в литературе 40!).
Вначале, пока не вставал вопрос о методике как самостоятельной науке, пока не выявились хотя бы некоторые специфичные закономерности обучения иностранным языкам, всех как будто удовлетворяли общедидактические принципы. Вопрос о пересмотре принципов снова встал в связи с переориентацией на обучение устной речи (1961 г.). Со временем оказалось, что даже «преломленных» дидактических принципов недостаточно. Появляются работы, в которых различаются дидактические и методические принципы (А.П. Старков, П.Б. Гурвич).
К сожалению, методисты
мало обсуждают вопросы
Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.
Зарубежные методисты отмечают важность лингвистических, психологических и дидактических факторов в обучении иностранному языку, однако понятие «принцип обучения» не является базисной категорией зарубежной методики и в настоящее время достаточно редко встречается в публикациях, вероятно, в силу того, что сам термин предполагает доминирующую роль учителя в учебном процессе, а это часто отвергается современными методистами.
Нужно отметить, что некоторые авторы признают необходимость учета принципов учения и обучения и выделяют следующие:
• когнитивные принципы (cognitive principles): принцип автоматизации речевых единиц (automaticity); принцип использования внутренней мотивации (intrinsic motivation principle); принцип использования личного вклада учащегося (strategic investment principle) – его времени, сил, индивидуальных способностей и т. д. – и ряд других принципов;
• эмоционально-психологические принципы (affective principles): принцип «языкового Я» (language ego), который означает, что при овладении иностранным языком у человека формируется «второе Я», влияющее на его чувства, эмоции, поведение и т. д.; принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка (language-culture connection). Также следует учитывать такие качества, как уверенность в своих силах (self-confidence, self-esteem), способность экспериментировать и рисковать при использовании нового материала в процессе речеподражания на иностранном языке (risk-talking);
• лингвистические принципы (linguistic principles): учет влияния родного языка на овладение иностранным (native language effect); учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой системой (interlanguage - постоянно меняющаяся языковая система, которая находится между родным и изучаемым языками и по своей сути индивидуальна для каждого учащегося; совершенствуется по мере овладения языком, приближаясь к системе изучаемого языка); принцип коммуникативной компетенции (communicative competence) в процессе обучения иностранному языку.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике не существует единого мнения относительно классификации принципов обучения. В отечественной методике многие описанные выше понятия рассматриваются в рамках лингвистических или психологических основ обучения и не считаются принципами, поскольку термин «принцип» чаще всего применим к дидактическим и методическим основам обучения.
Информация о работе Принципы обучения - Их характеристика и специфика