Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:51, реферат
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики.
Характеристика основных отраслей педагогической науки Закономерности обучения (общие и частные) ………………………..2
Сущность и характеристика принципов воспитания, особенности реализации на занятиях физической культурой, учебно-тренировочной деятельности (на примере одного принципа ……….5
Список литературных источников ………………………………………….13
Принципы обучения в педагогике
Список литературных источников ………………………………………….13
1. Характеристика
основных отраслей
Общественный прогресс сопровождается
накоплением знаний, расширением
запасов интеллектуального
В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандартыпредшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.
Педагогика школы относится
к самым богатым и развитым
отраслям науки о воспитании. Школьная
педагогика как наука является базой
для построения вузовской педагогики,
которая выступает основой
Педагогика профессионально-
Педагогика среднего специального
образования как
Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий.
Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — "педагогика пенитенциарных учреждений".
Сравнительная педагогика исследует
закономерности функционирования и
развития образовательных и
Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.
Лечебная педагогика сравнительно
новая отрасль педагогики. Развивается
она на границе с медициной. Обучение
и лечение в их оптимальном
сочетании требуют межнаучных теоретических
обоснований, методических разработок.
Возникает интегрированная
Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.
Социальная педагогика содержит
теоретические и прикладные разработки
в области внешкольного образования
и воспитания детей и взрослых.
В последнее время укореняется
понятие "второго образования",
которое дают многопрофильные
Педагогика третьего возраста
разрабатывает систему
Выводы:
Современное научное знание
имеет тенденцию к
2. Закономерности обучения (общие и частные)
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.
К общим закономерностям процесса обучения относят:
1.
Закономерность цели обучения. Цель
обучения зависит от: а) уровня
и темпов развития общества; б)
потребностей и возможностей
общества; в) уровня развития и
возможностей педагогической
2.
Закономерность содержания
3.
Закономерность качества
4.
Закономерность методов
5.
Закономерность управления
6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стиму¬лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса.
Сфера действия частных (конкретных)
закономерностей обучения распространяется
на отдельные компоненты учебного процесса.
Таким образом к частным
1. Дидактические (содержательно-
1.Результаты обучения
прямо пропорциональны
2. Продуктивность усвоения
заданного объема знаний, умений
обратно пропорциональна
3. Продуктивность усвоения
заданного объема знаний, умений
обратно пропорциональна
4. Результаты обучения
находятся в прямой
5. Результаты обучения (в
известных пределах) прямо пропорциональны
значимости для учащихся
6. Результаты обучения
зависят от применяемых
2. Гносеологические
1. Результаты обучения
пропорциональны умению
2. Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
3. Продуктивность усвоения
знаний, умений (в известных пределах)
прямо пропорциональна объему
практического применения
4. Умственное развитие
учащихся прямо
5. Результаты обучения
зависят от умения включать
изучаемый предмет в те связи,
носителем которых является
6. Продуктивность усвоения
знаний, умений находится в прямой
пропорциональной зависимости
3. Психологические
1.Продуктивность обучения
прямо пропорциональна
2. Результаты усвоения
конкретного учебного
3. Продуктивность обучения
зависит от уровня, силы, интенсивности
и особенностей мышления
4. Продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти.
5. Обученность прямо
6. В подростковом возрасте
школьная успеваемость
4. Кибернетические
1.Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2. Качество знаний зависит от эффективности контроля.
3. Качество обучения прямо
пропорционально качеству
4. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, - «программа движений» и ее результаты - «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность;
5. Социологические
1. Развитие индивида обусловлено
развитием всех других
2. Продуктивность обучения
зависит от объема и
З. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
4. Эффективность обучения
повышается в условиях
5. Престиж учащегося в
классе зависит от: а) позиции,
которую он занимает; б) роли, которую
он исполняет; в)
6. Организационные
1. Эффективность обучения зависит от организации.
2. Результаты обучения
прямо пропорциональны
3. Результаты обучения
прямо пропорциональны
4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
5. Умственная работоспособность
детей зависит от состояния
здоровья, режима умственной
6. Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.
Выводы:
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.