Принципы обучения в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики.

Содержание работы

Характеристика основных отраслей педагогической науки Закономерности обучения (общие и частные) ………………………..2
Сущность и характеристика принципов воспитания, особенности реализации на занятиях физической культурой, учебно-тренировочной деятельности (на примере одного принципа ……….5
Список литературных источников ………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Принципы обучения в педагогик1.docx

— 26.23 Кб (Скачать файл)

Принципы обучения в педагогике

    1. Характеристика основных отраслей педагогической науки  Закономерности обучения (общие и частные) ………………………..2
    2. Сущность и характеристика принципов воспитания, особенности реализации на занятиях физической культурой, учебно-тренировочной деятельности (на примере одного принципа ……….5

Список литературных источников ………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  основных отраслей педагогической  науки 

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением  запасов интеллектуального богатства  во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область  образования. По мере роста запасов  новых знаний, расширения сфер проникновения  научной мысли в реальную жизнь  происходит расширение отраслей педагогики. Возникают новые отрасли теоретических  и прикладных данных, фундаментальных  представлений о закономерностях  в новых областях педагогики.

В общепринятый перечень научных  дисциплин, составляющих структуру  педагогики, в настоящее время  принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура  выглядит следующим образом.

Ясельная педагогика изучает  закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной  особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями  знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях  развития, формирования личности детей  дошкольного возраста. В настоящее  время существуют отрасли дидактики  дошкольного образования, теория и  методика воспитания дошкольников, международные  стандартыпредшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному  воспитанию и образованию.

Педагогика школы относится  к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика как наука является базой  для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой  отрасль науки, предметом которой  являются закономерности подготовки рабочих  высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования как самостоятельная  отрасль науки находится на стадии становления. Ее теоретический фонд в настоящее время развивается  за счет заимствования, адаптации научных  и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы  в системе педагогических наук занимает особое место. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных  технологий.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования  и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — "педагогика пенитенциарных учреждений".

Сравнительная педагогика исследует  закономерности функционирования и  развития образовательных и воспитательных систем в различныхстранах путем  сопоставления и нахождения сходств  и различий.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают  теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и  образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

Лечебная педагогика сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается  она на границе с медициной. Обучение и лечение в их оптимальном  сочетании требуют межнаучных теоретических  обоснований, методических разработок. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука.

Военная педагогика вскрывает  закономерности, осуществляет теоретическое  обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования  и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется  понятие "второго образования", которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения.

Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится  в стадии становления. Многие педагогические разработки для создания оптимальной  реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности  ведутся на границах медицины и такой  специфической отрасли знаний, как  геронтология.

Выводы:

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей: история  педагогики; педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической  школ, производственная, военная педагогика; социальная педагогика; андрагогика; дефектологическая (коррекционная) педагогика (имеет подразделения  на тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику); сравнительная  педагогика; семейная педагогика; пенитенциарная педагогика. Такова внутренняя система  педагогики, появление новых отраслей которой порождается развитием  общества и науки.

2. Закономерности  обучения (общие и частные) 

Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью  и точностью формулировок.

К общим закономерностям  процесса обучения относят:

1.                Закономерность цели обучения. Цель  обучения зависит от: а) уровня  и темпов развития общества; б)  потребностей и возможностей  общества; в) уровня развития и  возможностей педагогической науки  и практики;

2.                Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования)  зависит от: а) общественных потребностей  и целей обучения; б) темпов  социального и научно-технического  прогресса; в) возрастных возможностей  школьников; г) уровня развития  теории и практики бучения;  д) материально-технических и  экономических возможностей учебных  заведений; 

3.                Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового  этапа обучения зависит от: а)  продуктивности предыдущего этапа  и достигнутых на нем результатов;  б) характера и объема изучаемого  материала; в) организационно-педагогического  воздействия обучающих; г) обучаемости  учащихся; д) времени обучения;

4.                Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов  зависит от: а) знаний и навыков  в применении методов; б) цели  обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных  возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес¬кого обеспечения;  ж) организации учебного процесса;

5.                Закономерность управления обучением.  Продуктивность обучения зависит  от: а) интенсивности обратных  связей в системе обучения; б)  обоснованности корректирующих  воздействий; 

6.                Закономерность стимулирования  обучения. Продуктивность обучения  зависит от: а) внутренних стиму¬лов  (мотивов) обучения; б) внешних  (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Сфера действия частных  (конкретных) закономерностей обучения  распространяется на отдельные  компоненты учебного процесса.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Таким образом к частным закономерностям  обучения относятся:

1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности.

1.Результаты обучения  прямо пропорциональны продолжительности  обучения.

2. Продуктивность усвоения  заданного объема знаний, умений  обратно пропорциональна количеству  изучаемого материала или объему  требуемых действий.

3. Продуктивность усвоения  заданного объема знаний, умений  обратно пропорциональна трудности  и сложности изучаемого учебного  материала, формируемых действий.

4. Результаты обучения  находятся в прямой пропорциональной  зависимости от осознания целей  обучения обучаемыми.

5. Результаты обучения (в  известных пределах) прямо пропорциональны  значимости для учащихся усваиваемого  содержания.

6. Результаты обучения  зависят от применяемых методов  и средств, от способа расчленения  учебного материала на подлежащие  усвоению части, от способа  включения учащихся в учебную  деятельность (Л.В. Занков).

2. Гносеологические закономерности.

1. Результаты обучения  пропорциональны умению учащихся  учиться. 

2. Продуктивность обучения  прямо пропорциональна объему  учебной (познавательной) деятельности  учащихся.

3. Продуктивность усвоения  знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему  практического применения знаний, умений.

4. Умственное развитие  учащихся прямо пропорционально  усвоению объема взаимосвязанных  знаний, умений, опыта творческой  деятельности (И.Я. Лернер).

5. Результаты обучения  зависят от умения включать  изучаемый предмет в те связи,  носителем которых является изучаемое  качество объекта, от регулярности  и систематичности выполнения  учащимися домашних заданий. 

6. Продуктивность усвоения  знаний, умений находится в прямой  пропорциональной зависимости от  потребности учиться. 

3. Психологические закономерности.

1.Продуктивность обучения  прямо пропорциональна интересу  обучаемых к учебной деятельности  и учебным возможностям учащихся, а также количеству тренировочных  упражнений, интенсивности тренировки, уровню познавательной активности yчащихся, уровню и стойкости  внимания учащихся.

2. Результаты усвоения  конкретного учебного материала  зависят от способности учащихся  к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей  обучаемых. 

3. Продуктивность обучения  зависит от уровня, силы, интенсивности  и особенностей мышления обучаемых. 

4. Продуктивность обучения  зависит от уровня развития  памяти.

5. Обученность прямо пропорциональна  обучаемости. 

6. В подростковом возрасте  школьная успеваемость ухудшается.

4. Кибернетические закономерности.

1.Эффективность обучения  прямо пропорциональна частоте  и объему обратной связи. 

2. Качество знаний зависит  от эффективности контроля.

3. Качество обучения прямо  пропорционально качеству управления  учебным процессом. 

4. Продуктивность обучения  повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, - «программа движений» и ее  результаты - «программа цели» опережают  в мозгу саму деятельность;

5. Социологические закономерности.

1. Развитие индивида обусловлено  развитием всех других индивидов,  с которыми он находится в  прямом или непрямом общении. 

2. Продуктивность обучения  зависит от объема и интенсивности  познавательных контактов. 

З. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности  среды», интенсивности взаимообучения.

4. Эффективность обучения  повышается в условиях познавательной  напряженности, вызванной соревнованием. 

5. Престиж учащегося в  классе зависит от: а) позиции,  которую он занимает; б) роли, которую  он исполняет; в) академических  успехов и достижений; г) индивидуальных  качеств. 

6. Организационные закономерности.

1. Эффективность обучения  зависит от организации. 

2. Результаты обучения  прямо пропорциональны отношению  учащихся к учебному труду,  своим учебным обязанностям.

3. Результаты обучения  прямо пропорциональны работоспособности  учащихся.

4. Результаты обучения  зависят от работоспособности  учителя. 

5. Умственная работоспособность  детей зависит от состояния  здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня  недели, времени суток (М.В. Антроповаи  др.).

6. Продуктивность обучения  зависит от уровня организации  педагогического труда. 

Выводы:

Все закономерности, действующие  в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим  действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). Современной  науке известно большое количество конкретных закономерностей. В числе  конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Информация о работе Принципы обучения в педагогике