Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:32, реферат
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.
министерство образования и науки
Российской Федерации
стерлитамакский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«башкирский государственный университет»
Центр научных исследований и инноваций
Принципы отбора литературных произведений для
чтения и рассказывания
Стерлитамак 2015
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, C. А. Рубинштейн, Ф. А.Сохин, А.В.Запорожец, А. М. Шах, Л. И. Айдаров и другие). Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.).
Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы: как, словно, будто.
С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка.
Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.
В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни.
Преподаватели начальных классов школы отмечают, что ученики не очень любят стихи, слабо интересуются художественной литературой. Объяснения этому, они считают, надо искать в детском саду.
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:
• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
• - целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
• при правильной организации совместной работы с родителями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое
количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская « начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребёнка ─ дошкольника и др.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем,─ что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование литера- турного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в
дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой , необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.
Условно принципы можно разделить на две группы. К первой группе
относятся принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов,
жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребёнок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме ─ в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.
Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными ,личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребёнком в зависимости то того, как малыш относиться своему к герою идейного замысла.
Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти ров в сложном, многообразном мире ( Л.Н.Толстой. « Котёнок », « Филиппок»; К.Чуковский « Мойдодыр »; С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое »; А.Барто « Игрушки » и др.).
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─ обязательное условие для его духовного становления.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, поговорки, скороговорки, сказки, пословицы и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравст- венной чистоплотности( потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна─ лягушка » ),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др. ), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и др ). Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произ- ведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т.п.
Пристрастие к поэзии ─ отличительная особенность читателя- дошкольника. К.И.Чуковский считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К.И.Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак, А.Л.Барто, и многие другие мастера художественного слова.
К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского, Б.В.Заходера, И.П. Токмаковой, Дж. Родари, А.Линдгрен, Т.Янсон, А.Милна и др. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Информация о работе Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания