Принципы воспитания и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:21, лекция

Описание работы

Воспитание — процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание — это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания — в придании воспитанности характеристик: • цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; • активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; • гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.

Содержание работы

1.Сущность, цели, задачи и виды воспитания
2.Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации.
3.Методы воспитания.
4.Формы воспитания.

Файлы: 1 файл

методика воспитания.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

 Принципы воспитания и их характеристика.

Учебные вопросы:

1.Сущность, цели, задачи и виды воспитания

2.Педагогические принципы  воспитания и особенности их реализации.

3.Методы воспитания.

4.Формы воспитания.

1.Сущность, цели, задачи и виды воспитания

Воспитание — процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание — это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания — в придании воспитанности характеристик:

• цивилизованных социально  ориентированных отношений к  жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения;

• активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права;

• гражданственности, любви  к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.

Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и  умеет это делать, а тот, кто  вести себя иначе не может. Целью  воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами — формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Воспитанию принадлежит  важнейшая роль в формировании личности. Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — воспитатель римского императора Нерона — говорил:

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.

Воспитанность — интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает  пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности.

 

Являясь подсистемой в  общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его  цель, организуется и проводится подчиненная  цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим  содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами, апробированными  в опыте и разработанными педагогической наукой.

 

2.Педагогические  принципы воспитания и особенности  их реализации.

Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо  специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании  их и опыте воспитания людей. Они  отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические (рис. 3.3). Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга (поэтому отнесение принципа к одной из групп делается по преобладающим признакам) и реализуются в едином комплексе.

Содержательные принципы воспитания позволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий.

Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром».

Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.

Как-то к Л. Н. Толстому пришел еще малоизвестный в то время  художник Н. Рерих и показал свою картину. Художник рисовал, словно сидя на корме лодке. Перед ним сидел  могучий крестьянин, гребущий веслами  к противоположному берегу реки, на котором стоял, видимо, его дом. Лев  Николаевич посмотрел, подумал и  сказал: «Я затрудняюсь оценить художественные достоинства картины, но вот в  изображении допущена ошибка: нос  лодки у Вас направлен на дом. Но ведь каждый, кто плавал по реке, знает, что течение сносит лодку. Чтобы попасть к дому, нос надо держать на точку, находящуюся много выше».

Так и в воспитании. Прицел должен браться выше, стремиться к  большему, а жизнь все равно  снесет. Если же прицел брать низкий, «реалистичный», то тоже снесет, но результат  окажется ниже и «реалистичного».

Принцип цивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное — это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное — помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, распространителем, созидателем, активным творцом, защитником всего умного, справедливого, вечного, того, чему принадлежит будущее, что ценится и будет цениться людьми. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас.

Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы (определяемой общей целью и задачами воспитания) и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.

Принцип содержательной преемственности и  непрерывности воспитания, опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной  системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности  до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной  жизни и профессиональной деятельности.

 

 Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других — только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим — обучением, третьим — образованием, четвертым — развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным. Что бы ни делалось во имя личности, при воздействиях на нее надо одновременно решить, какой воспитательный эффект можно и надо получить, как добиться его.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно. Убедительно показал это опыт административно-командной системы, существовавшей в нашей стране как минимум с 30-х до конца 80-х годов. Свойственные ей стиль «твердого руководства», работы по формуле «тащить и не пищать», командования, принуждения, заорганизованности, контроля всего и вся, суровых санкций за любые действительные или мнимые недостатки и т.п. в массе воспитывал в людях исполнительность, послушание, покорность, но порождал и пороки воспитанности: боязнь любой личной инициативы и самостоятельности, стремление не добиваться целей, а во что бы то ни стало избегать неудач, страх перед ошибками и перестраховку, укрывательство и очковтирательство, показуху и формализм и т.п. Инициативные, самостоятельные, умеющие пользоваться свободой люди появляются только в условиях соответствующим образом организованной системы воспитания. Роль воспитателя в ней не должна быть экспонированной, подчеркнутой, афишируемой. Его действия успешны, если они максимально деликатны, тактичны, если они убеждающие, если встречаются людьми с пониманием и одобрением, если превращают их из пассивного объекта воспитания в активного участника его, главное заинтересованное лицо в своем совершенствовании.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье — наиболее демократичная  форма педагогической работы, приобретающая  особую важность в условиях современных  тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться  без двигателя. Самовоспитание людей  студенческого и последующих  возрастов — наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний.

О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней  есть что-то неблагоприятное, надо сделать  все возможное, чтобы изменить к  лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить  среду, максимально активизировать самовоспитание.

Особую роль педагогика отводит  первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Условия в коллективе наиболее податливы целенаправленному педагогическому конструированию. Поэтому организация воспитания всегда предполагает должную педагогическую организацию жизни коллектива, превращение ее в воспитывающую.

Деятельность — мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое  и педагогическое, в том числе  и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности — ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты — формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения, привычки и другие элементы воспитанности. Характер же и степень воспитывающих влияний определяется пониманием ее человеком, втянутостью в деятельность, интересом и увлеченностью ею, отношением к результатам, испытываемым чувством удовлетворения—неудовлетворения. Организатор воспитания призван обеспечить это. С помощью деятельности можно совершенствовать и социальную среду, направляя усилия членов коллектива на создание в нем благоприятного морально-психологического климата, товарищеских отношений, помощи и поддержки друг друга.

Принцип согласованности воспитательных воздействий обусловлен и важен тем, что на человека пытаются влиять многие люди. В семье это и отец, и мать, и дедушка с бабушкой, старшие брат и сестра. Вне семьи таких людей еще больше — классный руководитель, куратор, преподаватели разных дисциплин, представители руководства образовательного учреждения, руководители кружков и секций, старший группы и др. Плохо, если их влияния похожи на действия лебедя, рака и щуки из басни И.С. Крылова. Губительна такая организация воспитания в семье, когда отец, например, строго требует от ребенка, мать все прощает и защищает, дедушка с бабушкой балуют. Важно добиваться, чтобы во всем воспитывающем данного человека пространстве было единство целей воспитания, используемых средств, методов и оценок.

Методические принципы воспитания построены на основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерных зависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами.

Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма  и доброжелательности в воспитании отражает сложность отыскания эффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания — случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.

Воспитание всегда было наисложнейшим  делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось  с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с  верой в успех приближает и  увеличивает его. Оптимизм воспитателя  передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, формализма, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности (А.С. Макаренко говорил о «мажорном тоне»). На «разносах» в воспитании далеко не уедешь. Нужен стиль и методы работы, обеспечивающие преобладание положительных эмоций.

Принцип авторитета воспитателя и педагогического  сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя — это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости, бескорыстии, доброжелательного отношения к ним, искреннего желания помочь и порожденного всем этим желания их слушать и слушаться его, следовать его советам. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Убедительны слова того, кто пользуется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в чье бескорыстие, доброжелательность и искренность верят, кто сам ведет себя так, как призывает других вести себя. Такому человеку хотят подражать, к его советам прислушиваются, поступают так, как он рекомендует, и ему не приходится прибегать к жестким мерам и терять терпение.

Информация о работе Принципы воспитания и их характеристика