Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:21, лекция
Воспитание — процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание — это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания — в придании воспитанности характеристик: • цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; • активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; • гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.
1.Сущность, цели, задачи и виды воспитания
2.Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации.
3.Методы воспитания.
4.Формы воспитания.
Педагогическое сотрудничество
— это такое построение совместной
работы, которой присуще обоюдное
стремление воспитателя и воспитывающихся
к достижению единой цели, получению
интересующего обоих
Принцип сознательности и активности подчеркивает, что в воспитании все должно осуществляться на уровне сознания и самосознания. Приоритет принадлежит методам убеждения, разъяснения, обоснования, сравнения, доказывания, примера. Это не значит, что воспитание должно быть исключительно словесным, хотя есть люди, которые наивно полагают, что чем больше говорить правильные слова, тем правильнее будет поведение воспитываемых. В действительности это приводит к девальвации, обесцениванию смысла слов, и они начинают отскакивать от человека, как горох от стены. Кстати, и зарубежные сторонники концепции свободного развития придают значение убеждению человека, но убеждению на собственном опыте успехов и неудач, «свободных» решений и поступков.
Принцип сознательности предполагает необходимость говорить правду, не обходить острые вопросы, не допускать расхождения между словом и делом, между тем, в чем убеждают человека, и тем, в чем его убеждает опыт, наблюдаемое в жизни. Противоречия, несовпадения, лукавство, умалчивание недопустимы.
Активизация самосознания, самооценки воспитывающихся — еще одно приложение этого принципа. Человек не для других, а для себя самого должен быть порядочным, даже наедине с собой, в мыслях не следует делать ничего дурного. Надо научиться самому требовать от себя, стыдиться самому, а не ждать стыда от других. Умение смотреть и оценивать себя со стороны, глазами и умом других людей — важный признак воспитанности человека и способ повышения его уровня. Часто у людей, особенно подростков, нет привычки к самооценке, а тем более правильной. Завышенная самооценка, самолюбование, самомнение, несамокритичность, примитивные представления о достоинствах человека кладут предел личностному росту. В самом деле: «Зачем утруждать себя, если я и так со всех сторон хорош». Воспитание призвано побуждать людей задуматься о своей воспитанности, престиже, имидже, достоинствах и недостатках, вызывать здоровую обеспокоенность, учить этому.
Принцип сочетания уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему — классический принцип воспитания. Воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к ним, — учил Песталоцци (1746—1827). «Доброта — качество, излишек которого не вредит» (англ. писатель Д. Голсуорси). Доброта, уважение должны сочетаться с требовательностью. Сочетание — не «золотая» середина между требовательностью и уважением, — считал А.С. Макаренко, — ибо нельзя быть полууважительным и полутребовательным; правило иное — как можно больше уважения, заботы и требовательности. Требовательность — не инородное тело в гуманизме. Практически любая хорошая идея превращается в свою противоположность, когда доводится до абсолюта, абсурда, утраты чувства меры. В разумной, справедливой, вежливо сформулированной, не оскорбляющей достоинство человека, не беспрерывно и назойливо зудящей как муха требовательности выражается уважение к человеку, обеспокоенность его проблемами, форма выражения стремления помочь ему. Без справедливой требовательности нет воспитания. Это часто не понимается особенно родителями, безумно любящими, балующими, все прощающими и ограждающими от всяких забот свое дитя до 20, а то и более лет: «Вырастет и еще наработается, а пока пусть отдыхает и развлекается». Последствия закономерны: вырастает взрослый бездельник, лентяй, привыкший только «расслабляться», а не утруждать себя, требующий от родителей продолжать содержать его и удовлетворять прихоти.
Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и др. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд — не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.
Формальное, равнодушное, малоответственное,
безынициативное отношение
Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе. Любой метод окажется плох, если применяется без понятия, шаблонно, стандартно, если есть увлечение применением только его (например, только поощрениями и, напротив, — только наказаниями). Он может быть хорош лишь в комплексе методов, подобранных с учетом конкретной ситуации и особенностей человека.
Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами:
не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью,
быть требовательным, но справедливым и уважительным,
проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,
уметь поучать, советовать, делать замечания без проявления высокомерия, превосходства, «яканья» и навязчивого морализирования,
быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности, панибратства,
доверять, но не попустительствовать,
быть щедрым на похвалу, но без захваливания,
быть добрым, но без либерализма и проявления слабости в достижении педагогических целей,
быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,
стремиться использовать наиболее мягкие способы воздействий (рекомендации, советы и в уместных случаях даже просьбы), но строго индивидуально и не останавливаться, когда это оказывается необходимым, перед использованием более категоричных и строгих мер,
применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, издевки, оскорблений и др.
Принцип
индивидуального подхода в
Педагогика подчеркивает важность правила опоры на положительное. Поиск недостатков в личности и работе человека, их длинное и многократное перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями — путь, ведущий в воспитательный тупик. Продуктивен путь, который воодушевляет человека, порождает надежды, крепит веру в свои возможности. Учителю, родителю, руководителю следует неоднократно демонстрировать, что они видят положительные стороны воспитывающегося, а не только недостатки. Редко встречаются люди, о которых вообще нельзя сказать что-либо хорошее. Если не успехи, то уж нормально выполненные ими действия и поступки или какие-то интересы и способности. Именно их и надо использовать, чтобы вовлечь в какое-то полезное дело, призвать к их более очевидному, частому и широкому проявлению положительного. Устанавливать контакт, находя точки совпадения взглядов, интересов, отношений. Когда все же не находится поводов, чтобы сказать доброе слово, бывает полезным дать простое поручение, чтобы иметь потом основание для похвалы. Можно оказать помощь «неподдающемуся» в решении какой-то личной проблемы, призвать ответить на уважение уважением, на добро — добром. Нужны подсказка, совет, как лучше проявить свои способности, утвердиться в себе и во мнении других. Следует искать и использовать все средства и способы, чтобы человек почаще испытывал радость и удовлетворение от успехов, от услышанной похвалы, одобрения, поощрения.
3.Методы воспитания.
Под методами воспитания понимается
совокупность средств и приемов
однородного педагогического
Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.
К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.
К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.
Есть группа методов стимулирования должного поведения', соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, требование, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.
Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложение к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др.
Успех применения методов
зависит от условий, авторитетности
применяющего их, а также его
Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:
• отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,
• активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,
• припоминает имеющиеся у него и подходящие к данному случаю педагогические знания, примеривает, перебирая в мыслях, варианты их гибкого применения в данном случае,
• размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакций,
• подбирает педагогические средства, приемы, стиль, манеру, место и время, наиболее походящие для применения метода,
• не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.
4.Формы воспитания.
Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса.
Классифицировать их можно по разным основаниям:
• по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые*,
• по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
• по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,
• по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,
• по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправител.
Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.
К основам научно-