Принципы воспитания в современной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

педагогика конечная.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Тема: Принципы воспитания в современной педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Принципы воспитания в современной педагогике.

1. Общее понятие о принципах современной педагогики

Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

     Принципы  воспитательного процесса (принципы  воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания; это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования к различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

  • Обязательность. Принципы воспитания — это не совет и не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижает эффективность воспитательного процесса, но подрывает его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
  • Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально (и все сразу).
  • Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны. Среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно «отложить на завтра». Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить несколько следующих принципов:

  • Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

  • Ведущая роль преподавателя, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, стимулирует материально и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

Эти и подобные нарушения подрывают авторитет руководителя и наносят непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или учебному коллективу.

  • Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство воспитателя должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать, поощрять их творчество.

Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность «белки в колесе»: она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной.

  • Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране.

Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип истолковывается как требование, в первую очередь, оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.

  • Принцип опоры на коллектив исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и, таким образом, использовать еще один важный воспитательный ресурс.
  • Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это, в отличие от собственно воспитания, полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства.

Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как:

    • самоанализ,
    • саморегуляция,
    • самооценка,
    • самоконтроль.

Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма.

Помимо приведенных принципов также существуют и иные, приведенные ниже.

2.   Принцип гуманизации

Данный принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего, следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь только на которые и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания. Это не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность.

Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.

Данный принцип предусматривает обращенность к человеку как субъекту воспитательного пространства, создание максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности.

Данный принцип требует:

  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления к воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

  Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

"Все люди рождаются  свободными и равными в своем  достоинстве и правах. Они наделены  разумом и совестью и должны  поступать в отношении друг  друга в духе братства".

3. Принцип субъектности

Данный принцип означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.

В процессе организованного взаимодействия с детьми педагог не может забывать о том, что дети — всегда субъекты, хоть мера их субъектности и может быть слишком слабой, а уровень способности осознавать себя в связях с окружающим миром - совсем низким.

Осмысление связей «Я» ребенка как субъекта воспитания возбуждается посредством проведения рефлексии, самооценки и самоанализа проживаемого периода жизни, события, действия.

Предложение высказать свое мнение и уважительное отношение к высказанному мнению служат прекрасным средством воплощения субъектности: воспитаннику приходится осмысливать предложенное и определять связь своего «Я» с обсуждаемым вопросом.

Понятно, что ребенок может воспроизвести чужое высказывание, даже имеет право отказаться от выражения своего мнения, — в любом случае воздействие произведет свое слабое или сильное влияние на его способность к самостоятельному выбору решения.

Примеры технологической реализации принципа субъектности безграничны, как беспредельны индивидуальные формы воздействия. Они рождаются часто в педагогической импровизации, создаются экспромтом. Движение к этим разнообразным формам дает неуклонная постоянная профессиональная ориентация педагога на способность воспитанников быть «разумными», производить самостоятельный выбор, осмысливать и оценивать окружающий мир. Суть же разнообразных индивидуальных форм едина — апелляция к разуму воспитанников.

4. Принцип природосообразности

Данный принцип предполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, интересами, биоритмами, а также индивидуальными способностями восприятия.

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природосообразность - свойство, состояние взаимодействия с природой и ее законами на уровне осознания, понимания, чувствования, сохраняя гармонию внутреннего и внешнего мира в процессе развития.

Информация о работе Принципы воспитания в современной педагогике