Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:46, контрольная работа
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Тема: Принципы воспитания в современной педагогике.
Тема: Принципы воспитания в современной педагогике.
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания; это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования к различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания:
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить несколько следующих принципов:
Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.
Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, стимулирует материально и морально затраченные усилия.
Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.
Эти и подобные нарушения подрывают авторитет руководителя и наносят непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или учебному коллективу.
Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность «белки в колесе»: она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной.
Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип истолковывается как требование, в первую очередь, оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.
Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как:
Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма.
Помимо приведенных принципов также существуют и иные, приведенные ниже.
Данный принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего, следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь только на которые и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания. Это не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность.
Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.
Данный принцип предусматривает обращенность к человеку как субъекту воспитательного пространства, создание максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности.
Данный принцип требует:
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Данный принцип означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.
В процессе организованного взаимодействия с детьми педагог не может забывать о том, что дети — всегда субъекты, хоть мера их субъектности и может быть слишком слабой, а уровень способности осознавать себя в связях с окружающим миром - совсем низким.
Осмысление связей «Я» ребенка как субъекта воспитания возбуждается посредством проведения рефлексии, самооценки и самоанализа проживаемого периода жизни, события, действия.
Предложение высказать свое мнение и уважительное отношение к высказанному мнению служат прекрасным средством воплощения субъектности: воспитаннику приходится осмысливать предложенное и определять связь своего «Я» с обсуждаемым вопросом.
Понятно, что ребенок может воспроизвести чужое высказывание, даже имеет право отказаться от выражения своего мнения, — в любом случае воздействие произведет свое слабое или сильное влияние на его способность к самостоятельному выбору решения.
Примеры технологической реализации принципа субъектности безграничны, как беспредельны индивидуальные формы воздействия. Они рождаются часто в педагогической импровизации, создаются экспромтом. Движение к этим разнообразным формам дает неуклонная постоянная профессиональная ориентация педагога на способность воспитанников быть «разумными», производить самостоятельный выбор, осмысливать и оценивать окружающий мир. Суть же разнообразных индивидуальных форм едина — апелляция к разуму воспитанников.
Данный принцип предполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, интересами, биоритмами, а также индивидуальными способностями восприятия.
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природосообразность - свойство, состояние взаимодействия с природой и ее законами на уровне осознания, понимания, чувствования, сохраняя гармонию внутреннего и внешнего мира в процессе развития.
Информация о работе Принципы воспитания в современной педагогике