Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 13:55, реферат
Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- определить основные особенности детей младшего школьного возраста
- проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;
- раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;
- проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей
Bведение…………………………………………………………………….2
I Психологические трудности младшего школьного возраста………..6
II Проблема адаптации первоклассников к школе……………………..10
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………….21
Содержание
Bведение…………………………………………………………
I Психологические трудности младшего школьного возраста………..6
II Проблема адаптации первоклассников к школе……………………..10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….21
Bведение
Актуальность темы. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.
Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. К этой проблеме обращались: Битянова Р.М.,1 Мухина В.С.,2 Семенака С.И.3 и др.
Но готовность к
учебной деятельности не
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Рассмотрим поподробнее функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи С.Ю. Юдина4.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Этот вопрос поднимает в своей статье А.С.Дмитриев.5
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.
Объектом работы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- определить основные
- проанализировать
- раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;
- проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
I. Психологические трудности младшего школьного возраста
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:
Под влиянием постоянных неудач, выходящих
за рамки собственно учебной деятельности
и распространяющихся на сферу взаимоотношений
со сверстниками, у ребенка формируется
ощущение собственной малоценности, появляются
попытки компенсировать собственную несостоятельность.
А так как выбор адекватных средств компенсации
в этом возрасте ограничен, то самоактуализация
часто осуществляется в разной мере осознанным
противодействием школьных норм, реализуется
в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности,
что на фоне утраты интереса к школе постепенно
интегрируется в асоциальную личностную
направленность. Нередко у таких детей
возникают нервно-психические и психосоматические
расстройства.6
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.
Отставание в развитии и
низкие показатели школьной успешности
- это не одно и то же. При отставании в
развитии мы можем говорить о наличии
в развитии школьника задержек созревания
интеллектуальных, волевых, мотивационных
структур в сравнении с возрастной нормой.
Тогда как школьная неуспешность может
быть вызвана влиянием среды, методики
обучения, позиции учащегося и т.д. Таким
образом, неуспешные школьники - группа
неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными
помехами к обучению.
Личностные помехи можно разделить на
две большие группы: недостатки познавательной
деятельности; недостатки в развитии личности
(мотивация учения, самоорганизация, дисгармония
личности).
Выделяются следующие типы учащихся:
Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Вот небольшой перечень основных проблем:
-потребность в постоянной
опоре на подсказку или
-сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
-частая отвлекаемость
внимания при выполнении
-неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
-трудности в общении с одноклассниками, учителями;
-сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
-выполнение домашнего задания занимает пол дня;
-самостоятельное чтение
вызывает недовольство и
-ребенок быстро утомляется
в процессе выполнения
-ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.
С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.
К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку - посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.
II Проблема адаптации первоклассников к школе
Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Информация о работе Проблема адаптации первоклассников к школе