Проблема адаптации первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 13:55, реферат

Описание работы

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- определить основные особенности детей младшего школьного возраста
- проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;
- раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;
- проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

Содержание работы

Bведение…………………………………………………………………….2

I Психологические трудности младшего школьного возраста………..6
II Проблема адаптации первоклассников к школе……………………..10

Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

Адаптация к школе.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Bведение…………………………………………………………………….2

 

I Психологические трудности  младшего школьного возраста………..6

II Проблема адаптации первоклассников к школе……………………..10

 

Заключение…………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Bведение

 

Актуальность темы. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.

Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. К этой проблеме обращались: Битянова Р.М.,1 Мухина В.С.,2 Семенака С.И.3 и др.

 Но готовность к  учебной деятельности не охватывает  полного феномена готовности  к школе. Это становится особенно  очевидным, если рассмотреть проблему  со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом  классе.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Рассмотрим поподробнее  функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи С.Ю. Юдина4.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Этот вопрос поднимает в своей статье А.С.Дмитриев.5

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Объектом работы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

 

 Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- определить основные особенности  детей младшего школьного возраста

- проанализировать эффективность  работы психологов на этапе адаптации к школе;

- раскрыть возрастные  особенности детей 6-7 лет;

- проанализировать особенности  педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

 

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

I. Психологические трудности  младшего школьного возраста

 

 

 Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения. 

Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

  1. недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
  2. длительная и массивная психическая депривация(недостаточное удовлетворение своих потребностей);
  3. соматическая ослабленность ребенка;
  4. нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения;
  5. эмоциональные расстройства.

 
        Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.6     

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

 Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.  

  Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению. 
     Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).

Выделяются следующие типы учащихся:

  1. средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки);
  2. познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно");
  3. познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе); 
  4. познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе;
  5. уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо;
  6. ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе;
  7. для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.
  8. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Вот небольшой перечень основных проблем:

-потребность в постоянной  опоре на подсказку или совместное  выполнение уроков;

-сложность в понимании  домашнего задания и алгоритме  его выполнения;

-частая отвлекаемость  внимания при выполнении домашнего  задания;

-неспособность управлять  своим поведением на уроках, переменах;

-трудности в общении  с одноклассниками, учителями;

-сложность в запоминании  материала, даваемого на уроках (ребенок  его не помнит, не может рассказать  часть содержания и т.д.);

-выполнение домашнего  задания занимает пол дня;

-самостоятельное чтение  вызывает недовольство и нежелание;

-ребенок быстро утомляется  в процессе выполнения домашнего  задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на  головную боль и др.)

-ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется  поведения с началом школьного  обучения.

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку - посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.

 

 

II Проблема адаптации первоклассников к школе

 

Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.

Информация о работе Проблема адаптации первоклассников к школе