Проблема адаптации первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 13:55, реферат

Описание работы

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- определить основные особенности детей младшего школьного возраста
- проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;
- раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;
- проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

Содержание работы

Bведение…………………………………………………………………….2

I Психологические трудности младшего школьного возраста………..6
II Проблема адаптации первоклассников к школе……………………..10

Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

Адаптация к школе.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический.1 Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

- провести диагностическое  обследование психологической готовности  ребёнка к школьному обучению;

- определить факторы риска  школьной дезадаптации;

- получить рекомендации  по эффективному сопровождению  первоклассника со стороны родителей  и в случае необходимости - психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. – 157 с.
  2. Безруких М. и др. Почему учиться трудно? - М.,2008. – 132 с.
  3. Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении  //Начальная школа + до и после. - 2006. - №8. – С.48-51
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. – 222 с.
  5. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 2009. – 303 с.
  6. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина. - М.: «Питер.ком», 2008 - 160с.
  7. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРГТИ, 2004. – 188 с.
  8. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 - 208с.
  9. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. – Рига, 2009. – 214 с.
  10. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после . – 2010. - №8.- С.62-64
  11. Интернет –ресурсы:
    • http://www.psi.lib.ru
    • http://citydoctor.ru/

 

1 Битянова М.Р. и др.  Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. – 157 с.

2 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. – 222 с.

3 Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРГТИ, 2004. – 188 с.

 

4 Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником //  Начальная школа до и после . – 2010. - №8.- С.62-64

 

5 Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении  //Начальная школа + до и после. -  2006. - №8. – С.48-51

 

6 Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. – Рига, 2009. – 214 с.

 

7 Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман.  - М.: ТЦ «Сфера», 2008 - 208с.

 

8 Безруких М. и др. Почему учиться трудно? -  М.,2008. – 132 с.

 

9 Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина.  - М.: «Питер.ком», 2008 - 160с.

 

10 Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.:

 

 


Информация о работе Проблема адаптации первоклассников к школе