Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2015 в 20:47, контрольная работа
Описание работы
Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Содержание работы
1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Основные понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»………………………………………………………..…4 3. Проблема цели воспитания………………………………………………5 4. Цели воспитания педагогов прошлого………………………………….7 5. Заключение……………………………………………………………....10 6. Литература……………………………………………………………….12
Основные понятия «воспитание»,
«самовоспитание», «перевоспитание»………………………………………………………..…4
Проблема цели воспитания………………………………………………5
Цели воспитания педагогов прошлого………………………………….7
Заключение……………………………………………………………....10
Литература……………………………………………………………….12
Введение
Наука – это система закономерностей,
действующих в определенной области. Предмет
науки - это то, что она изучает. Предмет
педагогики – воспитание.
Главной задачей педагогики
как науки является накопление и систематизация
знаний о воспитании человека.
Знания фиксируются в понятиях,
определениях, общих абстрагированных
положениях, закономерностях и законах.
Поэтому педагогика наука о законах и
закономерностях воспитания. Ее функция
– познавать причины и следствия различным
образом организованного воспитания,
развития, образования и обучения людей
и на этой основе указывать педагогической
практике лучшие пути и способы достижения
поставленных целей.
Теория вооружает педагогов
- практиков профессиональными знаниями
об особенностях воспитательных процессов
людей различных возрастных групп, социальных
образований, умениями прогнозировать,
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность.
Несмотря на то, что педагогика
занимается «вечными» проблемами, ее предмет
конкретен: это воспитательная деятельность,
осуществляемая в учебно-воспитательных
учреждениях, социальных институтах, семье.
Педагогика рассматривается как прикладная
наука, направляющая свои усилия на оперативное
решение возникающих в обществе проблем
воспитания, образования, обучения. Педагогика
выполняет социальный заказ. От ее успехов
и неудач зависит, какими людьми будет
пополняться общество, насколько быстро
или медленно оно будет развиваться.
Основные
понятия «воспитание», «самовоспитание»,
«перевоспитание».
Самовоспитание базируется на адекватной самооценке,
соответствующей реальным способностям
человека, критическом анализе им своих
индивидуальных особенностей и потенциальных
возможностей. По мере повышения степени
осознанности саморазвития личности.
Самовоспитание находиться в неразрывной
взаимосвязи с воспитанием, не только
подкрепляя, но и развивая процесс формирования
личности. Необходимыми компонентами
самовоспитания являются самоанализ личностного
развития, самоотчет и самоконтроль. В
приемы самовоспитания входят самоприказ,
самоодобрение, самовнушение.
В современной педагогике самовоспитание
рассматривается как одно из наиболее
важных направлений личностного совершенствования
человека с целью достижения им собственных
ценностных (жизненных) ориентиров. Иными
словами самовоспитание представляет
собой одно из непременных условий всестороннего
развития личности, как естественное проявление
сущности человека, которому в силу его
природы присуще стремление к самореализации,
саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализуя возможности самовоспитания,
человек приобретает большую активность,
целеустремленность, устойчивость к воздействию
отрицательных факторов.
Воспитание – это целенаправленный и организованный
процесс формирования личности.
В широком педагогическом смысле
воспитание – это специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие
коллектива, воспитателей на воспитуемого
с целью формирования у него заданных
качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
В узком педагогическом смысле
воспитание – это процесс и результат
воспитательной работы, направленной
на решение конкретных воспитательных
задач.
Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку
неправильно сложившихся взглядов, на
изменение способов поведения, осложняющих
процесс формирования личности.
Между воспитанием в чистом
виде и перевоспитанием есть отличия.
Если воспитание - формирование
качеств личности "с нуля", то перевоспитание
- переделывание уже как-то воспитанной
(сформированной) личности. Если в воспитании
важную роль играет слово, то в перевоспитании
действие слова ограничено. Здесь воздействуют
в первую очередь примеры и организация
нового поведенческого опыта.
Проблема
цели воспитания
Цель воспитания – это то, к
чему стремится воспитание как к идеальному
образу будущего, своеобразный ориентир,
на достижение которого направляются
все воспитательные усилия. Целью воспитания
в педагогике принято считать конечный
результат формирования личности. Вместе
с тем, такое определение достаточно условно,
ибо «конечного» результата формирования
личности не существует. Человек формируется
в течение жизни. Понятие цели является
центральной категорией воспитания, подчиняющей
себе содержание, организацию, формы и
методы воспитательного процесса.
Принято различать общие и индивидуальные
цели воспитания. Цель воспитания выступает
как общая, когда она выражает качества,
которые должны быть сформированы у всех
людей, и как индивидуальная, когда предполагается
воспитание определенного (отдельного)
человека.
Общая цель воспитания, представляющая
собой так называемый социальный заказ,
выражает исторически назревшую, актуальную
для данного этапа развития общества потребность
в подготовке подрастающего поколения
к выполнению определенных общественных
функций. Ее принято рассматривать как
цель-идеал, отражающую в себе философские,
экономические, политические, нравственные,
правовые, эстетические, биологические
представления о совершенном (гармонично
развитом) человеке и его предназначении
в жизни общества.
Индивидуальная цель воспитания
выделяется в силу того, что каждый человек
уникален и неповторим, ему свойственны
его собственные возможности, устремления,
своя линия развития. Но вместе с тем он
является членом общества, зависит от
состояния общества, подчиняется общественным
законам, требованиям и нормам. Поэтому
обязательным условием постановки и достижения
цели воспитания является гармоничное
сочетание общей и индивидуальной целей.
Цель воспитания содержит нравственные,
эстетические и культурно-образовательные
характеристики личности, что выражается
в следующем:
• с точки зрения нравственности
идеальный человек является носителем
общечеловеческих норм морали и высоких
духовных ценностей;
• как суверенная личность
он руководствуется высокими моральными
принципами, в выборе поведения свободен
от внешних влияний и соображений выгоды;
• в общественной жизни он стремится
к творческому самоутверждению и самовыражению,
созиданию материального и духовного
блага;
• он заботится об экологической
целостности природы, культурном развитии,
нравственной чистоте и единении общества;
• он непримирим ко злу в любых
его проявлениях (война, кровопролитие,
национальная рознь, преступность, насилие
над человеком, социальная несправедливость,
неравенство между людьми и др.).
В отличие от абстрактного идеала
цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать
реальную, граждански устойчивую личность,
способную вносить ощутимый вклад в совершенствование
общественной жизни и самой себя. Это достигается
максимально полным развитием ее сущностных
духовных и физических сил, способностей,
дарований и талантов.
Формирование личности происходит
наиболее эффективно, если каждый воспитатель
четко осознает и представляет себе цель
воспитания. Что такое цель как научное
понятие? Цель—это осознанное представление
конечного результата определенной деятельности.
В каждый исторический период развития
человеческого общества цель воспитания
обусловлена строем, и постановка цели
воспитания определяется потребностями
общества на данном этапе его развития.
С изменением общественно- экономических
формаций менялись и цели воспитания.
При первобытно-общинном строе воспитание
было направлено на простое обеспечение
жизни человека и было для всех одинаковым.
При рабовладельческом обществе появляются
антагонистические классы рабовладельцев
и рабов, и воспитание по своей цели и содержанию
начинает носить различный характер. Дети
рабовладельцев готовились к роли господ,
дети же рабов — к выполнению трудовой
деятельности, у них воспитывалось терпение
и покорность. При феодальном строе цели
воспитания остаются дифференцированными.
Дети господствующего класса получали
более быстро образование, чем дети Трудового
народа. Дети трудящихся получали начатки
общего образования и определенные трудовые
умения и навыки, так как это диктовалось
необходимостью их использования в развивающемся
производстве и различных ремеслах.
Цели
воспитания педагогов прошлого
Любая система воспитания востребована
конкретным обществом и существует до
тех пор, пока сохраняет свою значимость,
то есть имеет конкретно-исторический
характер. В разные времена выделяли разные
цели воспитания:
Ян Амос Каменский— чешский педагог-гуманист,
основоположник научной педагогики, систематизатор
и популяризатор классно-урочной системы.
Вопросы воспитания и обучения Коменский
рассматривал в неразрывном единстве.
Он выделил три цели воспитания:
Умственная (познание себя и окружающего мира);
Нравственная (управление собой);
Религиозная (стремление к Богу).
Цель воспитания Иоганна Генриха
Песталоцци заключается в том, чтобы
развить все природные силы и способности
человека, причем это развитие должно
быть разносторонним и гармоническим.
Теория элементарного образования Песталоцци
включает физическое, трудовое, нравственное,
умственное образование. Все эти стороны
воспитания предлагается осуществлять
во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое
развитие человека.
Жан Жак Руссо считал, что существующее воспитание,
ломая ребенка, портит его. И все это потому,
что человека готовят для «своего места»
в обществе согласно с положением его
родителей: быть военным, адвокатом, служить
церкви. Воспитание дается нам или природою,
или людьми, или вещами, но, считает Руссо,
результат достигается в воспитании тогда,
когда они не противоречат друг другу.
Природа как источник воспитания - это
внутреннее развитие способностей и органов
чувств человека. Природа в данном контексте
- это природные данные ребенка, которые
он имеет от рождения. Это развитие мало
поддается влиянию воспитателя, но следует
воспитывать ребенка согласно его природе.
Джон
Локк считал, что у человека нет врождённых
идей. Он рождается будучи «чистой доской»
и готовым воспринимать окружающий мир
посредством своих чувств через внутренний
опыт — рефлексию. «Девять десятых людей
делаются такими, какими они есть, только
благодаря воспитанию». Важнейшие задачи
воспитания: выработка характера, развитие
воли, нравственное дисциплинирование.
Цель воспитания — воспитание джентльмена,
умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно,
предприимчивого человека, утончённого
в обращении. Конечную цель воспитания
Локк представлял в обеспечении здорового
духа в здоровом теле («вот краткое, но
полное описание счастливого состояния
в этом мире»).
В своих литературно-педагогических
произведениях Антон
Семенович Макаренко делал акцент
на роли традиций, обычаев, норм, ценностей,
стиля и тона отношений, складывающихся
в данном коллективе, подчеркивая значение
самоуправления воспитанников как решающего
фактора воспитательного воздействия
на детей. Исходя из того что цели коллектива
в широком его понимании должны становиться
целями отдельной личности и реализовываться
в условиях разнообразной общественно
полезной деятельности, А.С. Макаренко
видел задачу школы в том, чтобы из своих
стен она выпускала энергичных и целеустремленных
людей, оценивающих любой свой поступок
прежде всего с точки зрения интересов
общества. «Задача нашего воспитания сводится
к тому, чтобы воспитать коллективиста».
Необходимым фактором воспитания
в педагогической системе Макаренко является
труд. В процессе трудовой деятельности
детей, говорит Макаренко, надо развивать
их умение ориентироваться, планировать
работу, бережно относиться ко времени,
к орудиям производства и к материалам,
добиваться высокого качества работы.
Большого внимания заслуживают указания
Макаренко о трудовом воспитании
детей в семье. Он советует давать детям
даже младшего возраста не разовые поручения,
а постоянные задания, рассчитанные на
месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное
время несли ответственность за порученную
им работу.
Цели воспитательной системы Василия Александровича
Сухомлинского - создание условий для разностороннего
развития детей. Личность ребенка - в центре
всей педагогической деятельности. По
В.А. Сухомлинскому, «забота человека о
человеке, ответственность человека за
человека - основа организационного и
морального единства школьного коллектива».
Такая забота осуществлялась побуждением
детей к совершению гуманных поступков
(сочувствие и помощь больному однокласснику,
внимание к старому ветерану, практические
дела на радость мамам, занятым тяжелым
физическим трудом). Все эти деяния вписываются
в такую технологическую цепочку: внесение
в сознание детей мысли о проблеме человека
- пробуждение адекватного эмоционального
состояния - стимулирование совершения
доброго поступка - совместное с детьми
переживание доставленной другому радости
- инициирование собственной активности
в поиске нуждающихся в помощи и способах
ее оказания - новые совместные переживания.
Заключение
Главной целью образования
и воспитания традиционно являлась подготовка
высококвалифицированных кадров. В настоящее
время педагогика сталкивается с множеством
сложных проблем: необходимостью обучать
не только знаниям, но и гуманистическим
ценностям, ядром которых является признание
человека центральной фигурой; проблемой
адаптации студенческой молодежи к реальной
действительности; культивированием нравственно-этических
ценностей как основы всей продуктивной
деятельности, интеллектуального и эстетического
развития, пробуждения активности и инициативы.
Идейной основой всей системы
воспитания должны стать выработанные
многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм прежде всего означает человечность
человека: любовь к людям, высокий уровень
терпимости, уважение к достоинству личности.
Гуманистическая концепция считает человека
высшей ценностью, ставя его в центр своих
мировоззренческих ориентаций.
Исторические условия и принципы
реальной жизни определяют специфически
как общие, так и личностные индивидуальные
особенности современной молодежи. Сегодня
нас тревожат отставание ее культуры от
образованности, эмоциональная бедность,
неадекватная оценка критериев своего
и чужого поведения. Воспитание культуры
должно присутствовать в качестве внутренней
составляющей любой профессиональной
деятельности. Цели воспитания определяются
идейными и ценностными установками, которые
провозглашает то или иное сообщество.
Для того чтобы достичь их, необходимо
преобразовать на всех уровнях образования
процесс обучения.