Проблема готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть влияние уровня готовности речевого развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.
Предмет исследования: готовность учащихся первых классов к школьному обучению как основа дифференциации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе………………………………………….
§1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии………………………
§ 2. Особенности психического развития детей 6 – 7 лет………………
§ 3. Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников…………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………
Глава 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших
школьников……………………………………………………………..
§ 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности к обучению учащихся первых классов……………………
§ 2. Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого
развития младших школьников…………………………………
§ 3. Основные результаты формирующего эксперимента……………….
Выводы по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач черновик.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

 

           Введение…………………………………………………………………..

 

            Глава 1 . Теоретические аспекты  проблемы  готовности            

                          детей к обучению в школе………………………………………….

                    §1.   Изучение проблемы готовности  к  школьному обучению в    

                               отечественной и зарубежной психологии………………………

                    § 2. Особенности психического  развития детей 6 – 7 лет………………

                      § 3. Специфика  реализации дифференцированного подхода в обучении            

                                 младших    школьников…………………………………………

            Выводы по первой главе………………………………………………

Глава 2.  Реализация дифференцированного  подхода в обучении младших   

                школьников……………………………………………………………..

     § 1. Определение  коммуникативной сферы и уровня  речевой 

           готовности  к обучению учащихся первых  классов……………………

     § 2. Приемы дифференциации  заданий с учетом уровня речевого 

           развития   младших школьников………………………………

     § 3. Основные результаты  формирующего эксперимента……………….

Выводы по второй главе

          Заключение…………………………………………………………………………

          Список  литературы………………………………………………………………..

          Приложение…………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

 

Проблема готовности ребенка к  школе была актуальна всегда. В  настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный,
  • психологический,
  • эмоционально – волевой.

Успешное решение задач  развития личности ребенка, повышение  эффективности обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Вопросы психологической  готовности к обучению в школе  рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова.

Первостепенной задачей, встающей перед учеными, подразумевается в следующем:

  • выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение,
  • когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Цель исследования:  раскрыть влияние уровня готовности речевого развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.

Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.

Предмет исследования: готовность учащихся первых классов к школьному обучению  как основа дифференциации.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой дифференцированный подход как социально – образовательная  среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления  речевого развития  учащихся первых классов.

Задачи работы:

  1. Изучить различные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению.
  2. Выявить  уровень  готовности первоклассников к обучению в школе.
  3. Разработать практические рекомендации по созданию условий   

      дифференцированного  подхода.

Используются  такие методы исследования, как:

  1. Анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения.
  3. Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и включавший констатирующий, обучающий и контрольный этапы.
  4. Беседа.
  5. Тестирование.

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, гипотеза, задачи, указаны методы исследования.

В первой главе рассматривается  теоретические аспекты проблемы речевой готовности как основы для дифференцированного обучения.

Вторая глава раскрывает практический вопрос реализации дифференцированного  подхода в обучении младших школьников.

В заключении даются общие выводы и рекомендации учителям по применению дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Приложение состоит из рекомендаций учителям по организации дифференцированного  обучения в 1 классе, методик по диагностике  познавательных процессов младших  школьников.

 

 

 

                  Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы  готовности детей  к обучению в школе.

§ 1 Изучение проблемы готовности к  школьному обучению в отечественной  и зарубежной психологии.

 

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. (32)

В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.(32)

Наиболее полно  понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора,   прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. (10)

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется  за рубежом. При решении этого вопроса сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в  тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. (35)

По мнению А.Керна, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.(28)

 Умственная область - способность ребенка к  дифференцированному восприятию, произвольному вниманию и аналитическому мышлению.

Эмоциональная зрелость - эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость - потребность ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп; способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная)

Составными компонентами психологической  готовности ребенка к школе:

  • мотивационная (личностная),
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания  учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи  информации о ней. Эмоциональный опыт обеспечивается    включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.(31)

В мотивационном плане  были выделены две группы мотивов  учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении  ребенка к школе, учителям и учебной  деятельности,  включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность - наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, подразумевая умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Каждый ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

На первом месте стоит сформированность  необходимых предпосылок учебной деятельности.

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной  форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развития произвольности у ребенка  при работе следует выполнять ряд условий:

  • необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,
  • учитывать возрастные особенности ребенка,
  • использовать игры с правилами.

К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная  самостоятельная форма речи –  развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка  состоит примерно  из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложения.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно  с совершенствованием мышления, особенно словесно – логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Информация о работе Проблема готовности ребенка к школе